Людмила Шулигина
«Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
1. В практике существует несколько стилей руководства. Я Коломенский определил три основных
a) авторитарный
b) либерально-попустительский
c) демократический
Из них наиболее приемлемым для благоприятного развития детей считается демократический. Какие характерные особенности определяют этот стиль?
• Во-первых, индивидуальный подход к ребенку.
• Во-вторых, наличие позитивных установок («Так», «Замечательно», «Ты сможешь сделать это».)
Публикация «„Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития творчества“» размещена в разделах
• В-третьих, создание положительного эмоционального климата в группе, что благоприятствует более эффективному развитию личности дошкольника.
Наименее предпочитаем в общении с детьми авторитарный стиль. Сниженный фон настроения воспитателя, занятого своими проблемами и идущего на пути «наименьшего сопротивления» (т. к. легче отдать ребенку приказ : «Сядь», «Убери сейчас же», «Встань в угол», чем прилагать усилия для поиска нужного подхода в тех или иных ситуациях в работе с детьми) – все это неэффективно для развития ребенка и влечет за собой негативный настрой ребенка и к взрослому и к сверстникам и к деятельности.
Также считается малоэффективным и либерально-попустительский стиль, т. к. в этом случае непоследовательность в требованиях взрослого к детям формирует фрустрирующую ситуацию. Ребенок теряется, дезориентируется, т. к. не знает как себя вести, чтобы соответствовать требованиям педагога.
2. «Провоцирование к деятельности». В общении с детьми наименее эффективным считаются приказы : «Скажи»; «Сделай».
Для развития творчества ребенка можно использовать в работе с детьми следующие приемы:
а) «забывание» педагогом какой либо информации, побуждая тем самым к развитию воображения у дошкольника.
б) «ошибки» - воспитатель намеренно ошибается. Плюс в этом – и разрядка – смешно, и поддержка для неуверенных детей – взрослый тоже может ошибаться.
в) размышления воспитателя вслух о том, как лучше поступить в тех или иных ситуациях; советоваться с детьми необходимо.
3. Постановка проблемных ситуаций. Пример: Ребенок принес в детский сад игрушку – и всем детям хочется такую же. Что делать? (Развитие мыслительной деятельности).
- Давайте сделаем много таких игрушек. Как? Вспомните, из бумаги мы с вами делали.. . можно сделать и эту игрушку из бумаги. Давайте попробуем? Внимание переключено у детей с игрушки на деятельность, на результат (игрушку сделал САМ).
4. Развитию у детей творческого воображения способствует организация специальной обстановки. Наличие развивающей среды – игры, картинки, альбомы, краски, пластилин, бумага – все это должно быть доступно детям. Но, одно правило должно неукоснительно соблюдаться – после игры все убрать на свое место.
5. Безоценочное отношение педагога к ребенку и его поделкам следует избегать таких высказываний, как: «Правильно», «не правильно», «Что ты здесь намалевал», «Красное солнце не бывает».
6. Создании «ситуации успеха».
Используемые приемы:
• «Предвосхищение результата» - эмоциональная положительная оценка того, что ребенок сделает, как он удивит, обрадует маму (игрушечного персонажа).
• Позитивные установки:
«Ты сделаешь это хорошо:,
«У тебя получится»,
«Будь смелее»
«У тебя такая интересная работа»
«Какой замечательный мишка (еж, заяц,. ..).
Применяя эти приемы и формы с детьми, воспитатель сотрудничает с ребенком, тем самым развивая (опосредованно) творческое воображение.