Анна Овсянникова
«Содержание работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушением речи»
▼ Скачать + Заказать документы
В специальной литературе последних лет работа по формированию и совершенствованию тонких движений пальцев рук рассматривается как неотъемлемая часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия.
Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект она оказывает на формирование детской речи. Многие ученые (М. М. Кольцова, Е. И. Есенина, А. В. Антакова – Фомина) считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН СССР установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.
Публикация «„Содержание работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушением речи“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
В условиях специального детского сада для детей с нарушением речи работа по развитию мелкой моторики должна проводиться во всех возрастных группах детского сада с постепенным усложнением.
В ходе работы по совершенствованию тонкой моторики пальцев рук должны решаться следующие задачи:
- развитие ручной умелости;
- развитие координации движений рук;
- совершенствование точности движений пальцев рук при самообслуживании;
- развитие согласованности кистей рук;
- нормализация мышечного тонуса в пальцах.
Такие авторы, как Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Н. И. Кузьмина, описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с речевыми нарушениями. Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, Л. И. Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук.
Работа по развитию мелкой моторики включает в себя следующие направления: формирование навыков самообслуживания, массаж, пальчиковые игры, гимнастика для пальчиков, продуктивные виды деятельности, физические упражнения и игры.
Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, а также всего тела. Массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключительно благотворное воздействие. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее действие на центральную нервную систему, в связи с этим улучшается ее функция – контроль над работой всех систем и органов и их регулирования.
Тактильный раздражитель, каким является массаж, в грудном возрасте особенно важен: он оказывает большое влияние на развитие положительных эмоций и голосовых реакций.
Психологи, изучавшие развитие речи у детей, отметили, что первые речевые реакции (гуление) также возникают в ответ на поглаживание ног, живота.
Эти наблюдения получили физиологическое обоснование в работах физиологов, которые свидетельствуют, что проводящие пути каждого анализатора созревают раньше всех других и готовы уже к рождению. Поэтому ребенок первых месяцев жизни наиболее доступен воздействию через каждый анализатор; прикосновение к коже вызывает не только эмоциональные, но и определенные двигательные реакции.
Благоприятны для организации правильного речевого общения режимные
моменты: одевание, раздевание, умывание, дежурства, наблюдения, экскурсии.
Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом формируется определенный круг знаний и активизируется речь детей. Кроме того, эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость и умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Игра оказывает благотворное влияние на весь ход психического развития детей и на становление детской речи.
Детей необходимо постоянно побуждать к общению и комментированию своих действий для совершенствования разговорной речи, обогащению словаря, формирования грамматического строя речи.
На занятиях изобразительной деятельностью дети могут знакомиться с новыми словами. Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с ними, различать и употреблять слова.
Различные виды продуктивной деятельности благоприятны и для развития речи, и для формирования тонкой моторики пальцев рук. В процессе выполнения этих видов деятельности идет развитие ручной умелости, координации движений рук, их точности, согласованности в работе глаза и руки.
С. Е. Гаврина предлагала использовать для развития мелкой моторики игры и упражнения с мячом:
- перекладывание, перебрасывание мяча из руки в руку;
- подбрасывание мяча на разную высоту и ловя его после дополнительных движений.
Развитию силы кистей рук способствуют упражнения с кистевым эспандером. Количество повторений должно быть посильными и не вызывать сильного утомления мышц.
Более сложным является отжимание от гимнастической скамейки, пола на пальцах рук; подтягивание на перекладине.
Для развитие мышц кистей рук и пальцев можно выполнять следующие упражнения:
- разведение, сведение пальцев;
- сжимание, разжимание кулачков;
- соприкосновение пальцев;
- круговые движения кистями рук в лицевой плоскости, вовнутрь и наружу;
- отведение большого пальца правой и левой рукой одновременно и поочередно и противопоставление его остальным пальцам;
- соединение пальцев обеих рук подушечками и пружинящие движения ладонями.
В. И. Рождественская, И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская предлагали для снятия мышечного тонуса в руках выполнять следующие игровые упражнения:
1. Помахать руками, как птичка.
2. Помахать руками, как бабочка.
3. Помахать руками над головой, как при прощании.
4. Помахать расслабленными кистями рук у пола, имитируя полоскание белья.
5. Уронить расслабленные руки из положения рук в стороны.
6. Встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг воды.
7. Наклонить голову вперед, назад, направо, налево.
8. Медленно вращать руки над головой.
9. Медленно покачивать расслабленными руками по бокам туловища.
10. Медленно, плавно раскачивать руки справа налево, имитируя кошение травы.
Необходимо помнить: напряжение должно быть – кратковременным, а расслабление – длительным.
Таким образом можно сделать вывод, что развитие мелкой моторики влечет за собой формирование речевых реакций, то есть моторика и речь взаимосвязаны и влияют друг на друга. При выполнении упражнений для развития пальцев рук совершенствуются не только мелкая и речевая моторика, но и развивается ручная ловкость, что стимулирует развитие психики и речи в частности.
В итоге, моторика, речь и психика взаимосвязаны и стимулирование тонких движений пальцев рук влечет за собой формирование речи и психических функций.