Галина Первухина
Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 комбинированного вида г. Коркино Челябинской области.
«Социально - личностное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством
дидактических игр»
Автор – составитель:
Первухина Гульфия Хамзяновна
Актуальность проекта
Публикация «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Для детей дошкольного возраста значимым является уклад жизни семьи, и именно она определяет социальную ситуацию, в которой развивается ребёнок. Понимание этой социокультурной жизненной реальности, готовность к взаимодействию с семьями воспитанников во многом определила и пути налаживания партнёрских взаимоотношений дошкольного учреждения с семьёй.
Эта проблема всегда была актуальной, но в настоящее время она приобретает особый смысл, в связи с повышением требований родителей к развитию детей. Мы предлагаем совместную деятельность, которая поможет раскрыть в ребёнке его лучшие качества, развить фантазию, созидательное творчество, интеллект и позволит содержательно и интересно провести свободное время в кругу семьи и в детском саду. В современном обществе остро стоит проблема социально-личностного общения, а решить её можно только в непосредственном взаимодействии ребёнка с ребёнком, ребёнка с педагогом, ребёнка с родителями. И только игра нам даёт возможность эффективно работать в этом направлении.
Цель: Включить ребёнка в совместную продуктивную деятельность с взрослым по созданию развивающих игр, в процессе которой в комплексе решались бы основные задачи воспитания, образования и развития детей 5-7 лет в соответствии с ФГТ.
Задачи:
1. Активизировать ребенка в продуктивной деятельности совместно с педагогом, другими детьми, родителями.
2. Поддерживать у детей желание играть в дидактические игры.
3. Создать условия для индивидуального создания ребенком своей «авторской дидактической игры».
4. Поддерживать детей в создании новых игр на основе универсальных способов, расширять игровой опыт.
5. Создать условия для активного участия родителей в совместной деятельности с ребенком по созданию развивающих игр.
6. Сплотить детский коллектив (развить умение договариваться, развивать партнерскую деятельность, умение распределять роли).
7. Использовать игры для закрепления пройденного материала (цвет, форма, профессии и т. д.)
Ожидаемые результаты
Сохранение интереса детей к традиции своей группы - делать развивающие игры своими руками;
Формирование опыта создания дидактических развивающих игр;
Развитие самостоятельности придумывать до нескольких вариантов одной и той же игры;
Развитие умения детей находить себе партнеров для игры, проявлять отношение к товарищу в группе как к члену игровой команды и включаться в игровые команды по интересам.
Этапы реализации проекта
1 Этап - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ: анализ особенностей группы, беседы с детьми и родителями, выставка методической литературы по теме проекта, подготовка практического материала для изготовления дидактических игр (коробки, крышки от пластиковых бутылок, пластиковые бутылки, карандаши цветные, фломастеры, цветная бумага, белый картон, фигурки от Киндер-сюрпризов, картинки из календарей и т. д., оформление информационного уголка для родителей.
2 этап – ОСНОВНОЙ - Изготовление дидактических игр :
Игры, изготовленные воспитателем;
Игры, изготовленные детьми дома совместно с родителями и другими членами семьи;
Игры, созданные ребёнком самостоятельно по собственной инициативе в свободное время на базе полученного ранее опыта изготовления дидактических игр с воспитателем.
3 этап - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ: выставка дидактических развивающих игр, обобщение педагогического опыта по изготовлению дидактических игр, самоанализ (рефлексия).
Интеграция образовательных областей:
В проекте реализуется принцип интеграции образовательных областей.
Образовательная область «Здоровье»
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Образовательная область «Физическая культура»
Формировать привычку сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
Образовательная область «Социализация»
Развитие игровой деятельности детей.
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Образовательная область «Труд»
Воспитание трудовой деятельности.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Образовательная область «Безопасность»
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям.
Образовательная область «Познание»
Сенсорное развитие. Расширение кругозора детей. Развитие проектной деятельности всех типов.
Образовательная область «Коммуникация»
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Практическое овладение нормами речи.
Образовательная область «Художественное творчество»
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд). Развитие детского творчества. Приобщение к изобразительному искусству.
Перспективный план работы с детьми
Социально-личностное развитие
Ребенок и окружающий мир
Социализация Безопасность
1. Д\и «Найди ошибку»
2. Д\и «Кто больше вспомнит»
3. Во саду ли, в огороде»
4. Д\и «Чудесный мешочек»
5. Д\и «Узнай и назови»
6. Д\и «Четвертый лишний»
7. Д\и «Игра в слова»
8. Д\и «Воздух, земля, вода»
9. Д\и «Кому что нужно»
10. Д\и «Узнай чей лист»
11. Д\и «Две корзины»
12. Д\и «Кто что любит»
13. Д\и «Где я живу»
14. Д\и «Когда это бывает»
15. Д\и «Да или нет»
16. Д\и «Что было до…»
17. Д\и «Что сначала, что потом»
18. Пазлы «Посуда»
«Мебель»
1. Д\и «Где что можно делать»
2. Д\и «Путешествие»
3. Д\и «Кто больше вспомнит»
4. Д\и «Будь внимательным»
5. Д\и «Транспорт»
6. Д\и «Угадай, на чем повезешь»
7. Д\и «Правильно-неправильно»
8. Д\и «Пешеходы и транспорт»
9. Д\и «Знай и выполняй правила движения»
10. Д\и «Дорожные знаки»
11. Д\и «Правила поведения»
12. Д\и «Собери светофор»
13. Д\и «Говорящие дорожные знаки»
14. Д\и «Добрые слова»
15. Д\и «Как и во что нужно играть с друзьями»
Познавательно-речевое развитие
ФЭМП Развитие речи Художественная литература
1. Д/и «Сложи узор»
2. Д/и «Чем похожи, чем отличаются?»
3. Д/и «Спортсмены строятся»
4. Д/и «Какая фигура следующая?»
5. Д/и «Сравни»
6. Д/и «Найди ошибку»
7. Д/и «Когда это бывает?»
8. Д/и «Когда ты это делаешь?»
9. Д/и «Где что лежит?»
10. Д/и «Найди пару»
11. Д/и «Где какие фигуры?»
12. Д/и «Что изменилось?»
13. Д/и «Сходства-отличия»
14. Д/и «Пройди к домику»
15. Д/и Не ошибись»
1. Д/и «Назови группу одним словом»
2. Д\и «Петрушка, угадай мою игрушку»
3. Д/и «Устроим кукле комнату»
4. Д/и «Похвалялись звери»
5. Д/и «Чудесный мешочек»
6. Д/и «Узнай по описанию»
7. Д/и «Чего не стало?»
8. Д/и «Что изменилось?»
9. Д/и «Назови правильно»
10. Д/и «Оденем куклу на прогулку»
11. Д/и «Назови ласково»
12. Д/и «Назови части предметов»
13. Д/и «Олины помощники»
14. Д/и «Необычная песенка»
15Д/и «Эхо»
16. Д/и «Почтальон принес открытку»
1. Д/и «Я начну, а ты закончи»
2. Д/и «Повтори за мной»
3. Д/и «Быстрый язычок»
4. Д/и «Помнишь ли ты эти сказки?»
5. Д/и «Придумай сам»
6. Д/и «Из какой мы сказки
Художественно-эстетическое развитие
Художественное творчество Музыкальное творчество
1. Д/и «На что это похоже»
2. Д/и «Волшебная краска»
3. Д/и «Собери букет»
4. Д/и «Раскрась по образцу»
5. Д/и «Большие-мленькие»
6. Д/и «Дорисуй»
7. Д/и «Чего не хватет?» 1. Д/и «Музыканты»
2. Д/и «Угадай инструмент»
3. Д/и «Кто быстрее»
4. Д/и «Делай как я»
5. Д/И «Учись танцевать»
6. Д/и «Музыкальные загадки»
Перспективный план работы с родителями
№ п/п Формы работы Тема Сроки
1 Собрание «Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста» Октябрь
2 Наглядная информация в родительском уголке «Дидактическая игра, как средство умствен-ного развития ребенка» Ноябрь
3 Консультация «Какие игрушки и игры необходимы детям» Декабрь
«Мастер – класс» (дети и взрослые) «Игровое партнёрство» Апрель
Презентация проекта в группе (награждение победителей грамотами и призами по разным номинациям - «Самые активные участники», «Самая интересная игра» и т. д.) «Поиграем вместе» Май
Перспективный план работы с педагогами
№ п/п Формы работы Тема Сроки
1 Консультация «Влияние дидактической игры на познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста» Сентябрь
2 Презентация «Дидактическая игра как средство умственного развития ребенка» Октябрь
3 Семинар - микрофон «Дидактическая игра, как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Ноябрь
4 Семинар «Педагогический анализ» «Эффективность использования социально–личностных дидактических игр в старшем дошкольном возрасте» Май
Ресурсное обеспечение проекта:
Проект малозатратный. Использовался бросовый материал (коробки, крышки от пластиковых бутылок, пластиковые бутылки, карандаши цветные, фломастеры, цветная бумага, белый картон, фигурки от Киндер-сюрпризов, картинки из календарей и т. д.
Перспективы дальнейшей работы:
Организация работы семейного клуба «Игралочка»
Цели: Создание позитивного микросоциума, в котором каждый из его участников смог бы творчески организовать свой досуг в процессе совместной с дошкольным учреждением деятельности по созданию развивающих игр - самоделок
Задачи: 1. Научить родителей использовать свободное время в совместной деятельности с ребёнком.
2. Раскрыть творческие способности детей и родителей в продуктивной деятельности по изготовлению игр-самоделок.
3. Пополнить семейный базис новыми знаниями, умениями и навыками.
4. 5. Построить активный механизм обмена впечатлениями между участниками клуба.
Список используемой литературы
1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». Москва. 1992г.
2. Вайнер М. Э. «Игровые технологии коррекции поведения дошкольников». М. : Педагогическое общество России, 2004.
3. Венгер Л. А., О. М. Дьяченко, Р. Н. Говорова. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М. : Просвещение, 1989.
4. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду». М. : Мозаика-Синтез, 2006.
5. Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонением в развитии». М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
6. Мазепина Т. Б. «Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах». Ростов-на-Дону: «Феникс»,2003.
7. Никитин Б. «Развивающие игры». М. : Педагогика, 1985.
8. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду». М. : Просвещение, 1982.
9. Новоселова С. Л. «Умственное воспитание детей в игре». М. : Просвещение,1989.
10. Скоролупова О. А. ,Логинова Л. В. «Играем?. Играем!». М. : Скрипторий, 2006.
11. Тихонова Л. И., Саливанова Н. А. «Математика в играх с лего-конструктором». С - П. : Детство-Пресс, 2001.
12. Юзбекова Е. А. «Ступеньки творчества». М. : Линка-Пресс,2006.