Ирина Гриценко
Слоговая структура речи детей дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Слоговая структура слова — порядок расположения и количество слогов в словах. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка.
Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков). Логопедическая работа по коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений.
Публикация «Слоговая структура речи детей дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
Ребёнок в процессе взросления постепенно учится чувствовать ритм слов на интуитивном уровне.
Дети с речевым недоразвитием с трудом усваивают слоговую структуру слов, им необходимо специальное коррекционно - педагогическое обучение.
Нарушение слоговой структуры может проявляться по-разному – от незначительных сложностей при произношении слов в спонтанной речи до грубых нарушений при повторении двух- или трехсложных слов даже с опорой на наглядность.
Проблема может проявляться в следующем:
1. Нарушение количества слогов (ребенок опускает слогообразующую гласную, сокращает слог, увеличивает число слогов за счет вставки гласных).
2. Нарушение последовательности слогов в слове (слоги переставляются, а также происходит перестановка звуков соседних слогов).
3. Искажение структуры слога (вставка согласных в слог, сокращение стечений согласных).
4. Уподобление слогов.
5. Устойчивое повторение.
6. Предшествующие звуки заменяются последующими.
7. Смешение элементов слова.
Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:
1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
3. Односложные слова (дом, мак).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник).
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).
14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из:
1. развития речеслухового восприятия;
2. развития речедвигательных навыков.
Работа проходит в 2 этапа: подготовительный и коррекционный.
На подготовительном этапе в основном идёт работа над ритмом:
1)отхлопывание ритма в ладоши,
2)отстукивание ладонью по столу,
3)оттопывание ногой,
4)отстукивание мячом о пол,
5)отстукивание ритмов с использованием музыкальных инструментов.
В своей работе использую виды работ над ритмом:
-сравнение ритмов (взрослый простукивает два простых ритма и просит ребенка сравнить их и сказать одинаковые или разные ритмы он услышал,
-воспроизведение долгих звуков и коротких.
Работа на речевом материале по коррекции слоговой структуры слова строится в определенной последовательности, задания даются на усложнение, и не исключается их повторение:
1. пропевание гласных звуков по звуковым дорожкам,
2. узнавание отдельных звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом, 3. проговаривание слогов по слоговым дорожкам,
4. проговаривание слогов с выделением ударного слога,
5. проговаривание простых слогов и слогов со стечением согласных без зрительной опоры на слух, 6. придумывание слогов к схеме,
7. произнесение слогов наоборот (СА-АС,
8. выкладывание слогов различных типов под диктовку,
9. выполнение слогового анализа слов,
10. отстукивание ритмической структуры слова,
11. игры на определение количества слогов и качественного состава слогов в слове.
Игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова.
1. Игра с пирамидкой. Поставить перед ребёнком пирамидку, обсудить её, затем разобрать, и начать надевать кольца, проговаривая слова различной слоговой конструкции. Необходимо на каждое колечко проговорить слог.
2. Игра с пуговицами. Предложите ребёнку поиграть с пуговками, переберите их, подберите пуговицы разного цвета и размера. После перебирания пуговиц вместе с ребёнком выкладывайте их в ряд, проговаривая слова, на каждую пуговицу по одному слогу. Ребёнок должен видеть состав слова, после того, как вы соберёте слово, ещё раз его повторите, и поставьте собранные в ряд пуговки отдельно от других, потом обговорите.
3. Игра с геометрическими фигурами. Предложите ребёнку изучить фигуры: круг, квадрат, треугольник. Разлижите все фигуры по отдельным кучкам. Потом вместе с ребёнком раскладывайте фигуры в ряд (например, только круги) и проговаривайте слова по слогам, на каждый круг по слогу. Так поиграйте со всеми фигурами. Потом обсудите с ребёнком количество сказанных слов и их длину (слова с одним слогом — кор откие, слова с большим количеством слогов — длинные).
4. Длинные и короткие слова.
1 вариант. У ребенка фишки, перед ним на столе — длинная и короткая полоски бумаги. Взрослый предлагает послушать слово и определить, длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго). Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску. Слова: сок, расческа, ласточка, лак, пирамида, щит, балерина, суп, жук, ракета, мухомор, шар.
2 вариант. Перед ребенком — набор картинок с односложными и многосложными словами. Необходимо разделить их на две группы. 3 вариант. Из группы детей выбираются двое. Один ребенок ищет в комнате предметы с короткими названиями, другой — с длинными. Найдя предмет, играющий называет его, все дети проверяют.
5. Эхо. Дети становятся в круг. Взрослый произносит слово по слогам, стоящий рядом ребенок внятно повторяет его также по слогам. Затем он поворачивается к соседу и называет свое слово. Игра продолжается по кругу. Играть можно и вдвоем. Важно следить, чтобы деление слов на слоги происходило на стыке морфем.
6. Прошагай слово. Взрослый показывает, что при произнесении разных слов можно успеть сделать разное количество шагов (например, сыр — самолет). Затем дети отмеряют шагами придуманные ими слова. Найди себе пару. Сначала каждый ребенок громко, по слогам называет свое имя. Затем дети расходятся. По сигналу педагога каждый играющий должен встать рядом с тем, в чьем имени столько же слогов. Проигрывают дети, допустившие ошибку в делении имени на слоги или в выборе пары.
7. Какое слово я задумала? Выбирается водящий. Он загадывает слово и выставляет на наборном полотне столько фишек, сколько в нем слогов. Затем ребенок называет первый слог: ка. Дети отгадывают задуманное слово, опираясь на количество фишек: ка-бинет, ка-лина, ка-бина, ка-рета, ка-юта. Отгадавший становится водящим.
8. Закончи слово. Взрослый просит закончить начатое им слово одним слогом (двумя слогами): мо-ре, мо-да, мо-роз, мо-ряк, мо-локо, мо-нета, мо-лодой, ра-ма, Ра-я, ра-да, ра-дуга, ра-кета, ра-бота, де-ло, де-сять и т. д.
Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ТНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним — малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку. Работа над слоговой структурой слова в дошкольном возрасте -это профилактика возникновения дисграфий и дислексий у школьников.