Ирина Блинова
Конспект совместной театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сказочные приключения»
▼ Скачать
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
по театрализованной деятельности.
Тема: «Сказочные приключения»
Цель:
Публикация «Конспект совместной театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Сказочные приключения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Знакомство детей с театрализованной деятельностью. Создавать для детей в совместной деятельности позитивную эмоциональную атмосферу. Закреплять у каждого ребенка возможность самореализации в творческой деятельности. Формировать у детей навыки кукловождения штоковых фигурок на ширме, развивать у детей актерские способности при драматизации стихотворения с помощью театра масок. Заинтересовывать детей другими видами театра (би-ба-бо).
Задачи:
Образовательные:
Формировать умение детей концентрировать внимание на игрушке, выразительно передавать реплики и действия персонажей;
Формировать у детей навыки кукловождения штоковых фигурок на ширме;
Побуждать детей к выразительности движений при драматизации в масках.
Речевые:
Развивать речь детей с помощью театрализованной деятельности;
Обогащать лексический словарь детей,
Развивать умения детей строить предложения, импровизировать.
Побуждать детей к выразительности голоса, мимики при передачи эмоций.
Развивающие:
Развивать пластику детей, выразительность движений;
Развивать силу и длительность выдоха;
Развивать коммуникативные навыки детей, артистические способности, творческую активность.
Воспитательные:
Прививать детям любовь к театрализованной деятельности;
Воспитывать уважение к чувствам других детей, умение уступать и договариваться; бережное отношение к куклам и атрибутам театра.
Материалы:
Сундучок, браслеты на каждого ребенка;
Цветные круги на каждого ребенка;
Тучка, капельки с пикограммами эмоций (веселый, грустный, удивленный, сердитый);
Султанчики малые на каждого ребенка;
Театр штоковых фигур «Война грибов», ширма;
Театр масок «Овощи», платок хозяйки, корзинка;
2 мольберта, платок, перчаточная (би-ба-бо) кукла ёж.
Предварительная работа:
Чтение детям произведений: «Война грибов» А. Толстого, «Война грибов и ягод» В. Даля, сравнение и обсуждение двух сказок;
Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»;
Показ сказки на ширме «Война грибов»;
Проигрывание пальчиковой гимнастики «Овощи» Ю. Тувима;
Упражнение на интонационность, выражение эмоций;
Рассматривание иллюстраций произведений: «Овощи» Ю. Тувима, «Война грибов» А. Толстого;
Раскрашивание раскрасок по данным произведениям;
Отгадывание загадок про овощи, грибы.
Ход занятия:
1. «Сказочная страна».
Воспитатель и дети входят в группу, у них на пути стоит сундучок. Воспитатель берет в руки сундучок и говорит детям:
- Это же волшебный сундучок из сказочной страны! Если он здесь появился, значит там, что – то случилось, и надо спешить на помощь. Поможем сказочной стране?
Дети: Да! Хотим!
- Тогда нам надо попасть в сказочную страну…
Звучит тихая музыка.
Воспитатель открывает сундучок и достает браслеты каждому ребенку.
- Надеваем волшебные браслеты на руку и покружимся. Вот мы и в сказочной стране!
Ребята, надевают браслеты, кружатся, останавливаются и проходят в центр группы.
Воспитатель показывает рукой на приготовленные виды театра на столах:
- Посмотрите, все сказки крепко спят, а чтобы разбудить их, очень нужны
волшебники - артисты.
- Ребята, а что умеет делать артист?
Дети перечисляют:
- Танцевать, петь, говорить разными голосами, ходить как звери и птицы, переодеваться в разные костюмы, быть разными героями!
Воспитатель: Вы тоже это можете делать! А вы, хотите стать такими волшебниками?
Хотите превратиться в кого – нибудь?
Дети: Да! Хотим!
2. Пантомима «Превращения» (цель: развитие пластики и выразительности движений)
На полу разложены разноцветные круги по количеству детей.
Воспитатель: Вставайте на любой кружок, и посмотрите, на его цвет. Подскажите мне, какие звери прячутся под этими цветными кругами? (Уточняем цветовые соотношения : медведь – коричневый, заяц – серый, волк - черный, лиса – красный, белка – оранжевый, лягушка – зелёный). А теперь, превращайтесь в зверей!
Звучит весёлая музыка, дети имитируют движения животных.
Воспитатель: Как вы замечательно перевоплотились! Молодцы! Настоящие артисты.
- А ещё артист может понимать и показывать настроение и чувства других.
Хотите узнать, а вы, можете узнавать и показывать настроение и чувства?
Дети: Да! Хотим!
Воспитатель и дети подходят к мольберту закрытому платком, перед ним стульчики
- Садитесь на стульчики.
Дети садятся.
3. Дыхательное упражнение «Ветерок» (цель: развитие силы и длительности дыхания)
Воспитатель встает у мольберта лицом к детям.
Воспитатель: В этой игре нам поможет тучка. Сейчас мы её позовем. Для этого нам нужен ветерок. Мы его сделаем сами. Вот султанчики, будем на них дуть! (Воспитатель раздает и показывает). Сначала делаем, спокойный вдох носиком, затем губки складываем трубочкой и тихо подуем, а потом всё сильнее! Плечи не поднимаем, щёчки не надуваем. Теперь все вместе!
Отдохнули, и ещё раз подули.
Воспитатель снимает с мольберта платок и открывает тучку.
4. Упражнение «Капельки»
(цель: развитие понимания эмоций и их интонационное, и мимическое отражение)
- Тучка будет дарить нам капельки с разным настроением, а мы будем узнавать его и петь с таким же настроением.
Воспитатель выкладывает под тучкой капельки с разными пиктограммами эмоций:
- Какое настроение у капельки? Какая песенка будет у этой капельки?
Воспитатель вместе с детьми пропевает слова «кап – кап» с разной интонацией и мимикой.
- Посмотрите, какой необычной дождик у нас получился. Мы теперь знаем, что тоже умеем понимать и показывать чувства, настроение! Отпустим тучку, пусть летит дальше (воспитатель закрывает мольберт платком, а мы пойдем будить сказки.
5. Театр штоковых фигур «Война грибов».
Сказка А. Толстого «Война грибов»
Подходят к ширме.
Воспитатель берет фигурку в руку: Узнали, какая сказка здесь спит?
Дети: Про грибы, войну грибов!
Воспитатель: Правильно! Сказки можно показывать разными видами театра, а это театр штоковых фигур и называется он так, потому что они на палочке - штоке, за который водят фигурку.
Разбирайте героев и начинаем будить сказку. Я буду рассказчиком и белым грибом, а вы посмотрите на свою фигуру, и запоминайте, кем будете вы. Сначала, все грибы спрячутся за ширму, но как только белый гриб позовет вас, вы поднимите свой гриб над ширмой и отвечаете ему.
Все участники располагаются за ширмой.
Воспитатель ведет показ сказки по тексту А. Толстого «Война грибов», ребята участвуют согласно роли.
Война грибов (по мотивам сказки Алексея Толстого)
В старые – стародавние времена царь Горох воевал с грибами.
Гриб боровик, над грибами полковник, под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать:
1- Приходите вы, белянки, ко мне на войну!
Отказалися белянки:
Мы – белянки, столбовые дворянки! Не пойдем на войну!
2.- Приходите вы, рыжики, ко мне на войну!
Отказались рыжики:
Мы – рыжики, богатые мужики! Не пойдем на войну!
3.- Приходите вы, волнушки, ко мне на войну!
Отказалися волнушки:
Мы – волнушки, - старушки! Не пойдем на войну!
4.- Приходите вы, опёнки, ко мне на войну!
Отказалися опенки:
У нас ноги очень тонки! Не пойдем на войну!
5. - Приходите вы, сморчки, ко мне на войну!
Отказались сморчки:
Мы в старые старички! Не пойдем на войну!
6. - Приходите вы, грузди, ко мне на войну!
Мы – грузди, ребятушки дружны! Пойдем на войну!
- Вот мы, и разбудили сказку! Понравилось вам быть артистами?
Дети: Очень, да!
- Идём будить следующую сказку!
Подходим к столу, на котором лежат маски овощей.
6. Театр масок «Овощи». По мотивам стихотворения Ю Тувима.
Воспитатель: Этот вид театра называется театр масок, вы уже знаете, как он работает. Посмотрите на маски, и догадайтесь, какая сказка нас ждет? Выбирайте себе роль и надевайте маску.
Дети: Хозяйка с базара пришла, про овощи.
- Правильно, это стихотворение Юлиана Тувима «Овощи».
- Надевайте маски и начнем наш спектакль. Я хозяйка, вы мои овощи, слушайте внимательно текст и отвечайте.
«Овощи».
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла. Картошку, капусту, морковь, горох, петрушку и свеклу. Ох!
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле. Картошка? Капуста? Морковь? Горох? Петрушка иль свекла?
Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала. Картошку, капусту, морковь, горох, петрушку и свеклу. Ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке. Кипели, кипели в крутом кипятке. Картошка! Капуста! Морковь! Горох! Петрушка и свекла!
Ох!
И суп овощной оказался не плох!
Проводим драматизацию стихотворения. Воспитатель хвалит детей и побуждает их быть активными.
Воспитатель: Какие вы замечательные артисты! Мне очень хочется показать вам сюрприз и познакомить с новым театром - бибабо. Садитесь на стульчики и смотрите!
Дети садятся.
7. Сценка «ЁЖ» народная потешка.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Под соснами, под ёлками
Лежит клубок с иголками.
Кто это?
Дети: ёж.
Над ширмой появляется ёжик бибабо.
Воспитатель ведет с ним диалог (по мотивам народных потешек).
-Ёж, ёж, где ты живешь?
- Я живу в густом лесу.
- Ёж, ёж, а что ты несешь?
- Деткам шишечку несу.
- Что ж ты, ёж, такой колючий?
- Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Волки, лисы и медведи!
- Понравилось вам? Познакомится поближе с куклами этого театра, вы сможете, когда вернемся в детский сад. Снимаем волшебные браслеты и убираем их в сундучок. Покружимся. До свидания, сказочная страна!
Убираем волшебные атрибуты.
8. Рефлексия
- Вот мы опять в нашей группе!
- Ребята, трудно вам было в сказочной стране? Что больше всего вам понравилось? Мне очень понравилось, как вы перевоплотились в зверей, были замечательными грибами, весёлыми овощами. Еще вы правильно исполняли песенки тучки!
Ребята, вы очень помогли сказочной стране, вы настоящие артисты! Спасибо, и наше путешествие закончено.