Терентьева Ирина
Сказкотерапия как один из видов здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство Образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)специалистов «Мордовский республиканский институт образования»
(ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО»)
Выступление
на Республиканской научно-практической конференции
«Здоровьесберегающее образование : опыт, проблемы, перспективы развития».
На тему: «Сказкотерапия, как один из видов здоровьесберегающих
Публикация «Сказкотерапия как один из видов здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
технологий».
Подготовила воспитатель
МДОУ «Детский сад 16»г. о. Саранск
Терентьева И. В.
Саранск 2020
Как медиков так и педагогов волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. На сегодня в дошкольном возрасте количество практически здоровых детей составляет всего 3 -4. Рождение здорового ребенка стало редкостью, растет число врожденных аномалий речевых расстройств у малышей. Причин роста патологии множество. Прежде всего, это плохая экология, несбалансированное питание, информационные и нейропсихическая перегрузки и наконец, снижение двигательной активности, которая является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма и безусловно является одним из важнейших показателей его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей всегда выступают как средство оздоровления, этим можно объяснить высокую эффективность самих методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями. Цель статьи - освещение возможностей применения сказкотерапии в сочетании с другими традиционными и нетрадиционными методами в процессе оздоровления детей дошкольного возраста.
Сказкотерапия - один из самых древних, а возможно и древнейших методов воспитания, передачи социального опыта, традиций и менталитета.
Его можно применять в любых количествах и в любом возрасте. У него нет побочных эффектов и противопоказаний.
Наряду с арттерапией и игротерапией сказка призвана помочь человеку раскрыть внутренние переживания, конфликты, преодолеть трудности, замкнутый характер, объяснить в яркой образной форме правила и нормы поведения. Багаж сказкотерапии велик - басни, анекдоты, притчи, мифы, народный фольклор. Научно доказано, что фольклор является одним из самых влиятельных средств разнообразия процесса физического воспитания путем нахождения новых форм развития творчески двигательной инициативы детей. Однако включение фольклора в процесс физического воспитания детей дошкольного возраста требует выполнения следующих требований. Детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения, прибаутки, загадки, сказки, считалки скороговорки и т. п. отвечать возрастным особенностям. Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости движений. Незаурядное значение приобретает яркое и образное выполнение детьми движений. Педагог должен учитывать с одной стороны развивающий характер учебного материала, а с другой его национальный колорит. Известно, что основной формой организованного физического воспитания детей в дошкольных учебных заведениях есть физкультурные занятия. Мотивы выполнения активных действий детьми на занятиях разнообразны. У детей старшего дошкольного возраста преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Благодаря упражнению, под названием например Колобок, дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше выразительнее передать его. Образ помогает также качественно выполнять основные движения. Красивая лиса - ходьба с гордой осанкой. Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятия располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма. Важно построить физическое занятие таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и более сложных упражнений, выполнение которых способствует решению задач двигательного развития дошкольников.
Сюжетные физкультурные занятия с добавлением элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме двигательного рассказа или сказки. Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных мимических и пантомимические упражнений, инсценировок и игр драматизаций. Дети выполняют различные роли, подражая или копируя действия человека, изображая животных, птиц и т. д. Музыкально ритмические занятия, основанные на народных песнях и танцах, играх и хороводах. Игровые физкультурные занятия, построенные на народных подвижных играх. Традиционные занятия с использованием элементов фольклора, которые оживляют процесс обучения, разнообразят его. Интегрированные физкультурные занятия с элементами фольклора. Кроме указанных форм работы фольклорные произведения целесообразно включать как к физкультурно- оздоровительной работы так и к активному отдыху детей. Бесспорно, каждый из указанных видов занятий включает в себя элементы сказкотерапии.
Дети до пяти лет обычно лучше воспринимают сказки о животных и о взаимоотношениях людей и животных. Они лучше всего передают малышам жизненный опыт. («Лиса и журавль», «Теремок», «Коза-дереза».) Чем младше ребенок, тем проще и короче должна быть сказка, тем больше должно быть повторений («катится, катится колобок», «тянут — потянут — вытянуть не могут»).
Дети после 6-7 лет обожают волшебные сказки. Они дают ребенку информацию о духовном развитии человека, мудрости жизни. В возрасте 6-12 лет многие дети любят сказки-страшилки. Слушая, пересказывая, сочиняя их, ребенок освобождается от состояния тревожности, каких-то реальных страхов. В этом случае, с психологической точки зрения, происходит самотерапия.
Сказка показывает возможные и желательные формы поведения. Пример Иванушки-дурачка, который сделал вид, что не знает, как садиться на лопату Бабы Яги, показывает, в каких случаях эффективна хитрость. В других ситуациях ребенок, слушая сказку, узнает, что есть моменты, когда нужно быть смелым и использовать прямую агрессию — достать меч и победить дракона, показать свою силу или состоятельность.
Сказка, особенно волшебная, является источником, восстанавливающим душевные силы. Возможность использования волшебной силы — это ничто иное, как напоминание о том, что для решения любых проблем можно найти дополнительные рычаги
Сказка позволяет переживать эмоции. Персонажи, конечно, выдуманные, но их действия вызывают вполне реальные чувства. То есть — сказка дает возможность учиться на чужих ошибках! Можно, например, пережить состояние сестрицы из сказки «Гуси-лебеди» и узнать, как тяжко будет, если «оставить братца и заиграться, загуляться».
Сказка обладает силой внушения. Чаще всего вы рассказываете сказку перед сном, когда ребенок расслаблен, а это благоприятное состояние для внушения. Поэтому на ночь желательно рассказывать позитивные сказки со счастливым концом.
Сказка готовит к взрослению. Неказистый Емеля превращается в красавца жениха, маленькая Дюймовочка проходит ряд испытаний и попадает в страну Эльфов. Это ничто иное, как, истории превращения ребенка во взрослого человека.
Если вы сами начнете сочинять сказки, то заметите, что это занятие благотворно сказывается на психическом здоровье, развивает способность видеть даже в самой сложной ситуации позитивную сторону. Вот один из приемов, который можно использовать для создания своей сказки :
- сядьте удобно, расслабьтесь, выберите образ на тему, которая волнует вас, вашего ребенка;
- закройте глаза и нарисуйте в своем воображении картинку, в которой присутствовал бы ваш образ в радужном свете, опишите его. Это — начало вашей сказки;
- теперь представьте, что могло бы нарушить вашу идиллию. Это будет конфликт вашей сказки;
- дальше разверните сказочные события по схеме, например, волшебной и приключенческой сказки. Рождение, жизнь в отчем доме, расставание, выбор пути, борьба и победа, путь домой, прибытие, счастливый конец.
План проведения занятия по сказкотерапии может быть произвольным. Удобно, когда занятие начинается с песни и игры. Затем проходит небольшое обсуждение того, что случилось с детьми за время, прошедшее с предыдущего занятия, их успехов и неудач, после чего проводится ряд психотерапевтических игр. Затем дети все вместе слушают сказку, потом рисуют, обсуждают свои рисунки. В конце подводятся итоги того, как прошло занятие, и исполняется песня или игра.
Занятия сопровождаются музыкальным оформлением, как при прослушивании сказок, так и при рисовании, что создает более комфортные условия для терапевтического эффекта.
Сказкотерапия поможет решить любую психологическую проблему. Не надо только считать ее панацеей от всех бед. Это не чудо-лекарство, помогающее за один прием, а долгая, кропотливая работа, эффект от которой со временем обязательно будет.
В заключение хочется сказать, что иногда бывает очень интересно представить себе, что все предметы, игрушки и вещи живут своей жизнью, у каждого - свой характер и проблемы. Иными словами - посмотреть на мир глазами ребенка. И когда малыш принесет вам две веточки и попросит рассказать про них сказку, вы уже точно угадаете, о чем она должна быть.
Литература
1. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерпии. С-Пб, 2000.
2. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. Практикум по креативной терапии. С-Пб, 2001.
3. Учебное пособие. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И. В. Дубровиной. Москва, 2001.
4. Г. С. Абрамова. Практическая психология. Москва, 1999.