татьяна китова
Система работы по формированию выразительного чтения стихов у детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Система работы по формированию выразительного чтения стихов у детей»
Выразительное чтение – это особое искусство, которому нужно учиться с раннего детства. Учиться этому искусству в школе уже поздно. Некоторые современные дети и подростки равнодушны к слову и поэзии. Они читают стихотворения великих поэтов небрежно, крикливо или монотонно, не вникая в сюжет стихотворения, не прочувствовав настроения автора, главной идеи. Это говорит об отсутствии вкуса, воображения, глубокого восприятия.
Публикация «Система работы по формированию выразительного чтения стихов у детей» размещена в разделах
Ораторское искусство ценилось во все времена. Люди, способные выразительно излагать свою мысль, становились полководцами и правителями. Именно такие люди возглавляли дальние походы, создавали идеологии и были способны увести массы за собой. Поэты, которые умели красиво говорить, завлекали граждан своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в жизни и пользуются большим доверием со стороны окружающих.
Все педагоги знают, что работа над выразительностью речи является одной из ведущих проблем дошкольного воспитания. Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.
Заучивание стихотворений наизусть – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Как по разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.
Можно ли научить этому ребенка?
Некоторые педагоги, а за ними и родители дошколят считают выразительное чтение стихотворения делом легким, настолько легким, что учить выразительности их не надо. Но есть и другое мнение: выразительно прочесть стихотворение может только талантливый, все же остальные, как ни учи, будут в лучшем случае, читая, соблюдать знаки препинания. Ни с тем, ни с другим мнением нельзя согласиться. Творческая деятельность, а выразительно чтение – один из видов творческой деятельности, доступна и необходима всем детям. Как всякая творческая деятельность она может быть более или менее яркой. Но во всех случаях она должна быть направлена воспитателем на формирование умений, которые необходимы для плодотворной творческой деятельности, они, т. е. умения, должны воспитываться и развиваться в процессе специальных занятий.
Т. о, умение выразительно читать - не природное умение, его можно выработать и развить путём постоянной тренировки дикции и голоса (выполнять различные упражнения для речевого дыхания, отрабатывать произношение отдельных звуков при проговаривании скороговорок, произношение поговорок с разной интонацией «Проворонила ворона вороненка» (радость, грусть, злость, удивление, вопрос.). Это целое искусство.
При заучивании стихотворений с детьми, прежде всего, воспитатель ставит перед собой задачи:
1. Вызвать интерес к стихотворению и желание знать его.
2. Воспитать любовь к поэзии.
3. Помочь понять содержание стихотворения в целом и содержание отдельных его слов, фраз.
4. Научить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
5. Научить выразительно, с естественными интонациями читать стихотворения.
6. Создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка.
Можно ли научить ребенка читать стихи выразительно?
Да, можно. Под выразительным чтением мы подразумеваем соблюдение логического ударения, пауз, интонации.
Читая и заучивая стихи с детьми, мы решаем следующие задачи:
- укрепляем память;
- вырабатываем четкую дикцию,
- интонационную выразительность (интонация, ударение, темп, ритм, мелодика речи, тембр, развиваем творческие способности ребенка;
- расширяем кругозор;
- воспитываем нравственные качества (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к игрушкам и т. п.).
Все задачи должны решаться одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать стихотворение невыразительно.
При заучивании с детьми стихотворений всегда нужно придерживаться следующего плана:
• стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию. (Для детей 5-7лет стихотворения должны быть до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти);
• стихотворение должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с простым ритмом);
• текст стихотворения заранее должен быть знаком воспитателю т. е. прежде чем познакомить детей с выбранным стихотворением, мы просматриваем его заранее, тренируемся прочитать стихотворение с выражением. Стихотворение читаем вслух 3-5 раз. Вдумайтесь в его название. Обязательно вникайте в суть самого стихотворения. Когда вы будете понимать, о чем вы говорите, вы не просто будете наизусть говорить выученное, а будете переживать вместе с автором все эмоции, к которым призывает стихотворение;
• при заучивании стихотворений обращаем внимание детей на средства выразительности, которые используются нами при чтении стихотворения;
• выбираем нужный темп чтения. Как правило, темп чтения зависит от содержания т. е. грустные стихи, как правило, читаются медленнее, чем веселые; соблюдаем паузы, знаки препинания. Точка это большая пауза, запятая, короткая пауза, вопросительный знак это вопрос, восклицательный подразумевает повышения нот в голосе и т. д. Наличие определенных логических пауз делает ваше чтение еще более выразительным;
• разбейте стихотворение на несколько частей. Учите стихотворение по блокам. Запоминайте стихотворение не по строчкам, а по строфам. Это сохранит логику между отдельными частями произведения.
• чтение вслух мы сопровождаем мимикой и жестами, так как они сделают наше выступление более интересным и эмоциональным;
• не рекомендуется заучивать стихи хором, так как хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума;
• не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии, для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени.
Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать. Образец выразительного чтения педагога, пример выразительного чтения ребенка.
Умение выразительно читать поэтические произведения не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.
Средства речевой выразительности
Средства речевой выразительности: интонация, логическое ударение, паузы, темп, сила и высота голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.
Совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания, носит название интонации.
Основные элементы интонации (точнее компоненты) следующие:
1) сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях;
2) направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты;
3) скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительном звучании и остановках (паузах);
4) тембр (оттенок, определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи).
Ударение
Оно достигается небольшим усилием или повышением голоса, замедлением темпа произнесения слова, паузой после него.
Логическое ударение - главное по мысли слово в предложении выделяется тоном голоса и силой выдыхания, оно выдвигается на первый план, подчиняя себе другие слова.
Как следует ставить логическое ударение? Эти правила изложены, например, в известной книге Всеволода Аксенова «Искусство художественного слова».
Пауза, темп, ритм речи
Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность. Надо учиться хорошо слышать паузу и соблюдать ее при чтении.
Тембр
Тембр – специфическая окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства.
На основе изложенного выше можно сделать вывод, что интонация – это главный компонент в обучении выразительному чтению стихотворений.
Кого следует обучать выразительному чтению? Всех детей или лишь наиболее одаренных?
Как правило, выразительно читают стихотворения лишь несколько детей из группы, большинство же читает невыразительно, и педагог с этим мирится. Поэтому особую актуальность приобретает вопрос: можно ли обучать выразительному чтению всех детей и нужно ли это? Нельзя не видеть, что есть дети способные и неспособные. Современная психология не отрицает различия в способностях, но не считает их врожденными. Врожденными могут быть анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей, а сами способности проявляются в деятельности.
Следовательно, мы должны обучать выразительному чтению стихотворений всех детей, чтобы у них развивались соответствующие способности.
Умение выразительно читать поэтические произведения не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.
Признаки выразительного чтения:
2) умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
3) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
4) хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.
Приемы формирования выразительных средств:
- дыхательная гимнастика
- разноголосое чтение (прочитай стихотворение так, как бы его прочитала змея, ворона, сорока)
- упражнения на развитие голосового аппарата (произносим громко, тихо, шепотом)
- отработка темпа чтения (произносим быстро, умеренно, медленно)
- упражнения на дикцию (скороговорки)
- прием подражания взрослому
Также хочется напомнить методы, которые помогают в работе по заучиванию с детьми стихотворений.
Методы запоминания использовать можно разные:
• Визуальный метод.
Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. Картинный план особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.
Можно построчно читать стихотворение и изображать то, о чем говорится. Рисовать может как взрослый так и ребенок. Затем, по вашему «картинному плану» вместе с ребенком несколько раз воспроизводите стихотворение. Через некоторое время опора убирается.
Сюда можно отнести и метод заучивания стихов с помощью мнемотаблиц (схема, в которую заложена определенная информация):
- Используется готовая таблица, либо мнемотаблица создается вместе с детьми.
- Далее взрослый читает стихотворение, а ребенок показывает картинки, согласно стихотворению.
- Обязательно объясняются непонятные слова.
- Попросите детей, глядя на картинки-подсказки, повторить прочитанное.
- Если ребенок справился с этим заданием без особых трудностей, попросите его рассказать стихотворение без картинок-подсказок.
• Двигательный метод.
Вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать, мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Можно предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть, нанизывать пирамидку, бусы и т. д.
• Слуховой метод.
Это самый распространенный метод. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. •
• Логический метод.
Не у многих дошколят ведущая – логическая память, но есть и такие. Вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами.
Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым – напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.
Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное – результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.
Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.
В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания. До четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество – что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим малыша запоминать текст наизусть.
В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем (Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч»; Е. Серова «Одуванчик», и др.). В средней группе, особенно в начале года, большое место занимают игровые приемы; используется наглядный материал.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза»). В этом возрасте популярны скороговорки, считалки, дразнилки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха». Кроме этого рекомендуется отрабатывать навыки выразительного чтения юмористического стихотворения.
В подготовительной к школе группе даются для заучивания сложные стихотворения, басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Приемы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего воспроизведения уместно помогать детям создать поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым посвящены стихи. И не забывать, что в данном возрасте у старших дошкольников наблюдается кризис восприятия поэтических произведений, поэтому педагогу необходимо подбирать произведения соответствующие их эмоциональному состоянию, чтобы воспитать у них любовь к литературе как к виду искусства. Для детей данного возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих. Поэтому речь взрослого, а в данном случае воспитателя, должна быть образцом для детей. Большое влияние на детей оказывает выразительное чтение педагога. Чем выразительнее прочитал он, тем глубже и устойчивее впечатление, оставшееся в сознании детей, и сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного. Чтение педагога доставляет детям эстетическую радость, вызывая глубокие эмоциональные переживания.
Заучивание стихов наизусть развивает память, речь, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры.
Особенность поэзии заключается еще в том, что она, подобно музыке, своим ритмом, мелодикой влияет на эмоциональное состояние человека, что очень важно в современном, довольно агрессивном мире. Стихотворения воспитывают у ребенка особое, вдумчивое отношение к литературе. Лирическая поэзия дает возможность насладиться красотой слова и ритма.