Елена Шевчук
Проектная деятельность по теме «Система освоения основ гигиенической культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Гигиеническое воспитание – это часть общего воспитания, а гигиенические навыки – это неотъемлемая часть культурного поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. При формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых.
Публикация «Проектная деятельность по теме „Система освоения основ гигиенической культуры“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Концепция ФГОС – сфера государственного образовательного стандарта – предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Отдельной образовательной областью в ФГОС выделена область «Физическое развитие». Она направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
2. Воспитание культурно-гигиенических навыков;
3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого, и от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует прав ильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает в себя не только отсутствие заболеваний, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Проблема воспитания культурно-гигиенических навыков стоит достаточно остро, поэтому я решила работать по теме «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей от 2-х до 3-х лет». Мною был разработан проект «Система освоения основ гигиенической культуры». Составила технологическую карту проекта, в нее включены такие разделы как:
• Творческое название проекта
• Тип проекта
• Возраст детей
• Исполнители
• Продолжительность проекта
• Тематическое поле
• Ресурсы
• Актуальность
• Цель, задачи
При реализации данного проекта были использованы следующие принципы: принцип интегративности – сотрудничество с семьей, принцип личностно-ориентированной дидактики, принцип синтеза, интеллекта эмоций и действий; принцип гуманности; умение педагога встать на позицию ребенка.
Данная область предполагает практико-ориентированную деятельность педагогов, родителей и детей раннего возраста.
Первым этапом моей работы над проектом стало изучение методической литературы. Затем составила перспективный план мероприятий, определила содержание проекта его реализации. Оформила родительский уголок, подготовила консультации, пополнила предметно-развивающую среду в группе.
Вторым этапом было активное вовлечение родителей. Они принесли фотографии своих малышей, на которых дети демонстрируют умения пользоваться зубной щеткой, расческой и т. д.
В конце учебного года было проведено открытое занятие по познавательно-речевому развитию с использованием системы освоения основ гигиенической культуры «Поможем Хрюше».
Благодаря проделанной работе, дети научились самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, носовым платком, следить за своим внешним видом, замечать непорядок в одежде и устранять его при помощи взрослых. А самое главное – они с удовольствием приходят в группу, играют, общаются. С ноября 2014 года я решила продолжить работу по формированию культурно-гигиенических навыков с вновь пришедшими детьми от 2-х до 3-х лет. Для педагогов ДОУ на педагогическом часе выступила с сообщением из опыта работы «Система освоения основ гигиенической культуры». Для достижения положительных результатов провожу сюжетно-ролевые игры с элементами культурно-гигиенических навыков. Например, сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» - здесь дети учатся называть чайные и столовые приборы, сервируют стол, пользуются салфетками и т. д. Создаю различные игровые ситуации:
• Хрюша-грязнуля в гостях у малышей;
• Как постирать носовой платок в стиральной машине
• Купание куклы Вани
• Причешем куклу Катю
При укладывании детей на сон, при сборах на прогулку учу детей последовательно раздеваться, одеваться. Закрепляю навыки пользования носовым платком.
Также провожу различные дидактические игры такие как: «Чудесный мешочек», в котором находятся гигиенические предметы (зубные щетки, одежные щетки, расчески, разноцветные мыльницы, носовые платки, мыло, мыльные пузыри). Задача таких игр – определить назначение каждого предмета, пользование этими предметами.
Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении и дома является частью общего воспитания. Ребенок очень наблюдателен, многое подмечает в поведении взрослых, он начинает подражать их привычкам и манерам. Трудно убедить малыша, что нужно аккуратно складывать свои вещи. Правильные воспитательные воздействия будут эффективны в том случае, если дома и в дошкольном учреждении взрослые подкрепляют их своим поведением. Беседуя с родителями, советую создать в семье необходимые условия, например, определить полочку для носовых платков, вешалку для полотенца, карманчик для расчески и т. д. Именно в семье формируется характер ребенка, нравственные качества, привычки, жизненно-необходимые навыки.
Мною подготовлены консультации для родителей: «Воспитание самостоятельности и навыков личной гигиены», «Гигиенические навыки с малых лет», «Культурно-гигиенические навыки и их значение в развитии ребенка». Советую родителям постоянно закреплять с детьми гигиенические навыки, а также самим соблюдать их. Культурно-гигиенические навыки, привитые в детстве, принесут огромную пользу человеку в течение всей его последующей жизни