МААМ-картинки

Консультация «Сенсорные дорожки для пальчиков»

Наталья Петрова
Консультация «Сенсорные дорожки для пальчиков»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Ладушки»

Автор: Петрова Н. В.

"Сенсорные дорожки для пальчиков".

«Если руки неумелы,

Если пальчики несмелы,

Трудно ручку удержать,

Буквы ровно написать

Не удержишь карандаш –

Не получится пейзаж».

В. Лирясова.

Публикация «Консультация „Сенсорные дорожки для пальчиков“» размещена в разделах

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период в жизни ребёнка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной мотивации с легкостью и азартом.

Развивать малыша с пелёнок – модно. Но педагоги – психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребёнком. Согласитесь, это самое благодарное времяпрепровождение.

При выборе темы методической разработки, захотелось что нибудь смастерить для моих малышей. И тут выбор пал на пальчиковые игры, точнее пальчиковые дорожки. Весёлое, увлекательное и полезное занятие, которое и обучением-то назвать сложно! Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребё нка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…».

Как приятно родителю, когда у его ребёнка умелые пальчики : ловко держат карандаш. Аккуратно рисуют, строят из конструктора. А если ещё ребёнок чисто и правильно говорит – вдвойне приятно.

Цель : Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Развивая мелкую моторику рук ребенка, решаются сразу несколько задач:

- стимуляция развития речи у детей раннего возраста;

- помощь детям с задержкой в развитии речи;

- подготовка руки к письму у старших дошкольников;

- тренировка внимания, пространственного мышления;

- воспитание эмоциональной выразительности.

Взяв за основу методику Тимофеевой Е. Ю., Черновой Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики» предлагаю интересное и полезное пособие.

«Пальчиковые шаги» — это упражнения, с помощью которых совершенствуется мелкая моторика и координация движений кистей и пальцев рук, целенаправленность действий. Стимулируют развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребё нка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д.

Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Также занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся малышам. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.

Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируем и соединение зоны, отвечающие за речь.

Для определения уровня развития речи логопедами давно разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три пальчика. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи. А это значит, что необходимо как можно больше заниматься с детьми пальчиковыми играми.

В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи этот период – возраст от полутора лет до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека. Вот по этому мною была выбрана именно эта тема.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя, получает психоэмоциональную поддержку.

Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.

Приложение.

Как играть в пальчиковые игры

На сегодняшний день, мы в своей работе придерживаемся следующих методических рекомендаций к проведению пальчиковых игр.

Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь. В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза. (в старшем возрасте перед игрой с детьми обсуждается её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.)

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.

Очень чё тко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу ( к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Помните, главное – не давить на ребенка, не демонстрировать ему его неспособность. Со временем у него все получится.

Ребенку нужно показывать и простые, и сложные игры. Тем самым вы даете понять ребенку, что вам очень интересно играть в эту забавную игру. Ребенок становится вашим партнером по игре. В простые игры малыш начнет играть, как только освоит движения и ритмику текста. А сложные игры сначала просто запомнит. Потом вы можете заметить, как он пытается самостоятельно сложить пальчики так, как нужно, долго тренируется, и уж только тогда, когда вы этого меньше всего ожидали, складывает пальчики «как положено».

Такие изделия могут применяться для развивающей работы с детьми в семье, в дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования и т. д.

Занятия с такими дорожками полезны не только маленьким деткам и младшим школьникам, но и людям пожилого и старческого возраста.

Для лиц пожилого и старческого возраста развитие мелкой моторики играет большое значение для поддержания работоспособности коры головного мозга и, как следствие, для поддержания качества жизни. Кроме того, для лиц пожилого возраста, перенесших различные травмы и заболевания, приводящие к нарушению мозговой деятельности, мероприятия по развитию мелкой моторики способствуют улучшению психического здоровья и, в целом, восстановлению деятельности центральной нервной системы.

Вариантов игр с дорожками можно придумать очень много, например, «шагать» вперед или назад, «шагать» по каждой пуговке или через одну-две, «шагать» приставными шагами, «шагать» пальчиками обеих рук одновременно и т. д.

Нужные материалы и инструменты:

В случае отсутствия каких-либо материалов из списка, Вы можете по своему усмотрению заменить их на похожие.

1. Выкройки изделий;

2. Ткань хлопчатобумажная (лучше ткань Бязь);

3. Флизелин клеевой белый;

4. Пуговицы;

5. Помпончики;

6. Нитки швейные;

7. Швейная машина;

8. Иголка, ножницы, карандаш простой, линейка.

Приступаем к работе с чистыми руками и чистым рабочим местом!

Набор может состоять из любого колличества дорожек.

1. Перед началом работы по изготовлению изделий ткань необходимо декатировать. т. к., возможно, в будущем изделия понадобится постирать.

Декатирование – увлажнение ткани во избежание усадки готового изделия. Хлопчатобумажную ткань нужно намочить, отжать без выкручивания, затем развесить, следя за ровным положением долевой и уточной нитей. Далее проутюжить ткань в чуть влажном виде, с изнанки, по долевой нити;

2. Изготавливаем бумажную выкройку деталей изделия. На изображении выкройки: 19,0см х 10,0см – общий размер выкройки ткани, 1,0см – отступ на шов. Размер готового изделия составит 17,0см х 8,0см.

Выкройку желательно делать из плотной бумаги, чтобы в процессе переноса изображения выкройки на ткань бумага не деформировалась и было более удобно с ней работать;

3. Вырезаем из флизелина дорожки равным размеру готового изделия, т. е. 17см х 8см.

Для удобства нанесения разметки выкройки на флизелин можно предварительно изготовить бумажную выкройку.

Флизелин придаст дополнительную плотность ткани, а после – готовому изделию, а также обеспечит более надежное соединение пуговиц и помпончиков с тканью. Размер флизелина взят равным размеру готового изделия (а не больше) для того, что не уплотнять за счет этого швы в изделии;

4. Раскладываем флизелин на ткани, отходя от каждого края ткани не менее чем на 1,5см. (расстояние на шов 1,0см + дополнительно на всякий случай 0,5см);

5. Приклеиваем к ткани клеевой флизелин с помощью утюга. Приклеивание флизелина желательно производить через марлю, на температуре «три» или ближе к «три» (надо пробовать индивидуально, со средним уровнем подачи пара. Предварительно необходимо ознакомиться с общими правилами приклеивания флизелина к материалу;

6. На ткани с помощью простого карандаша и линейки с каждой стороны от приклеенного флизелина на расстоянии 1,0см делаем метки;

7. Прикладываем бумажную выкройку изделия к приклеенному флизелину, выравнивая выкройку по созданным меткам. Обводим выкройку простым карандашом;

8. Вырезаем по намеченному контуру все детали;

9. Загибаем все края каждой детали к изнаночной стороне детали на ширину шва (т. е. на 1,0см) с помощью выкройки для флизелина и утюга;

10. Сметываем края каждой детали;

11. Раскладываем на детали, которые после будут лицевыми сторонами изделий, пуговицы и помпончики желаемым образом, соблюдая симметрию. При этом учитываем, что края пуговиц должны находиться от края детали изделия на расстоянии не меньше, чем 1,3см, иначе пуговица будет мешать лапке швейной машины при прошивании изделий;

12. Размечаем места пришивания пуговичек на ткани. Для этого грифель остро и высоко заточенного простого карандаша помещаем в отверстия каждой пуговицы и оставляем на ткани метку;

13. Пришиваем надежно пуговицы и помпончики к деталям швейными нитками по разметке;

14. Складываем детали лицевых сторон изделия с деталями обратных сторон изделия изнаночными сторонами к друг другу. Выравниваем стороны и совмещаем уголки. Сметываем детали. Освобождаем детали от ниток, которыми были сметаны края каждой детали;

15. Прошиваем изделия со всех четырех сторон.

16. Изделия готовы!

Начинать упражнения с «шагов» указательным и средним пальцами. Далее «шагать» остальными пальчиками в следующей последовательности: указательный и средний пальчики; указательный и безымянный пальчики; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец; большой и указательный пальчики; большой и средний пальчики; большой и безымянный пальчики; средний и безымянный пальчики; средний палец и мизинец; безымянный палец и мизинец. Например:Зайчик любит полакомиться капустой. Помоги зайчику собрать её. «Проскачи» пальчиками левой руки по кочкам или прыгаем с цветочка на цветок, ищем пару по цвету.

Шагать по дорожкам можно придумывая сказки, стишки, песенки. Также можно использовать пальчиковые куклы.

Пальчиковые игрушки.

Вязка крючком фактурная, поэтому, трогая такую игрушку, у ребёнка будут развиваться и мыслительные процессы. А игрушки, которые мы сейчас с вами свяжем, будут способствовать развитию речи. Т. к. с помощью них можно разыгрывать сценки-сказки, проигрывать различные ситуации, в процессе которых игрушки «разговаривают» с ребёнком. К тому же наши игрушки ещё и «ходят». А это малышей приводит в ещё больший восторг!

Итак, для вязания пальчиковых игрушек нам понадобятся:

-материалы:

-коричневая пряжа;

-белая пряжа;

-оранжевая пряжа;

-черные швейные нитки;

инструменты:

-крючок;

-игла швейная;

-игла штопальная (с большим ушком);

-ножницы.

Примечания к списку материалов, инструментов:

для вязания игрушек можно использовать остатки от вязания или пряжу, уже побывавшую в вязании, т. е. распущенную вещь;

коричневые нитки желательно использовать двух оттенков: темного и светлого;

из коричневых ниток будет вязаться медведь. Если вы хотите белого северного мишку, то используйте белые нитки;

из белых ниток мы вяжем зайчика, можно использовать серые, тогда зайчик у вас будет летней окраски;

если для одной игрушки вы используете несколько цветов, то желательно подбирать нитки одной толщины;

если вы используете готовые пластмассовые глазки и носик, то вам потребуется клей. Лучше всего использовать универсальный прозрачный, как, например, «Момент. Кристалл»;

если вместо глаз и носика у вас будут пуговицы, то нужны нитки и швейная игла.

Описание.

Вязание мишки. Мы вяжем бурого мишку, поэтому используем светло и тёмно-коричневые нитки.

Итак, набираем светло-коричневыми нитками цепочку из 5 воздушных петель (вп). Соединяем ее в кольцо, провязав вместе первую и последнюю петли. Обвязываем 8-ю столбиками без накидов (сбн). В следующем ряду из каждого столбика вяжем по 2 сбн. В третьем – из каждого второго столбика – по 2 и т. д., пока не свяжем голову нужного нам размера. Эти прибавления нужны для того, чтобы у вязаного нами круга не закручивались края, он был прямым и плоским.

В последнем ряду вяжем ушки: 1 сбн, пропускаем 1 столбик из предыдущего ряда, из следующего столбика вяжем 6 столбиков с накидами (ссн, пропускаем 1 столбик из предыдущего ряда, вяжем 1 сбн. Через промежуток, равный примерно 4-5 столбикам, вяжем второе ушко.

Ножки будут надеваться на пальчики указательный и средний. Поэтому вяжем их под размер пальцев.

Набираем 5 вп. Соединяем их в кольцо. И обвязываем 8-ю сбн. А далее вяжем без прибавлений, пока ножка не станет нужной длины, т. е. с длину пальца. Вторую ножку вяжем такого же размера. Средний и указательный пальцы у нас разной длины, но ножки вяжем одинаковой длины.

Связываем вместе ножки 5-ю сбн. Вяжем 4 ряда столбиками без накидов, чтобы получились «штанишки». Пришиваем голову нитками в тон. Вышиваем глаза, нос,ротик, конечно, улыбающийся. Мишка, связанный крючком готов! И он уже пошел: фото

Вязание зайчика. Зайчика вяжем таким же образом. Но из белых (или серых) ниток. Отличие при вязании ушек: цепочки из 10 вп обвязываем столбиками без накидов.

Очертания зайчика есть.

Ножки-штанишки вяжем так же, как у мишки.

Пришиваем глазки – пуговки. Носик, ротик, реснички, усики вышиваем. Пришиваем голову к ножкам. Пальчиковая, вязаная игрушка зайчик готова!

Подобным образом можно связать целый зоопарк или героев народной сказки. И разыграть её, из расчета, что один человек одновременно может принять облик двух героев.

Публикации по теме:

Сенсорные игры с шариками для детей 1,5–3 летСенсорные игры с шариками для детей 1,5–3 лет Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность.

Дидактическая игра для украшения пальчиков «Ring L Ding»Дидактическая игра для украшения пальчиков «Ring L Ding» Когда я впервые увидела эту игру, то она меня заинтересовала, очень захотелось сделать такую игру для своих ребят. Я распечатала карточки-схемы,.

Сенсорные дидактические игры своими руками для детей от 3 до 5 летСенсорные дидактические игры своими руками для детей от 3 до 5 лет Сенсорная культура — это залог всестороннего развития, успешной деятельности, формирования мыслящей личности, которая стремится к познанию.

Мастер-класс «Сенсорные шарики для мелкой моторики»Мастер-класс «Сенсорные шарики для мелкой моторики» Для того чтобы сделать такие игрушки для детей вам понадобиться: Воздушные шары,гречневая крупа,шерстяные нитки,ножницы,лейка. Цель работы:.

Пальчиковые шаги и сенсорные дорожки из фетраПальчиковые шаги и сенсорные дорожки из фетра .

Пособия для развития пальчиков малышей своими рукамиПособия для развития пальчиков малышей своими руками Здравствуйте,уважаемые коллеги! Всем нам известно, что развитие мелкой моторики у детей — это один из самых главных факторов, стимулирующих.

Рекомендации родителям «Зимние забавы для пальчиков» Уважаемые взрослые! Предлагаем вам несколько игровых упражнений, которые вы можете использовать для развития ребенка в домашних условиях.

Родительское собрание «Сенсорные игры для малышей»Родительское собрание «Сенсорные игры для малышей» Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу показать вам родительское собрание, которое я провела для своих родителей. Сначала я рассказала.

Сенсорные доскиСенсорные доски У НАС БЫЛ КОРИДОРЧИК ИЗ РАЗДЕВАЛКИ В ГРУППУ ОЧЕНЬ СКУЧНЫЙ И УЗКИЙ И МЫ ЕГО РЕШИЛИ ПУСТИТЬ В ДЕЛО) Наша группа всегда ясельная и поэтому.

Советы для родителей «Зарядка для пальчиков» Многие психологи говорят, что развитие мышления и речи происходит, если заниматься развитием руки. Если пальчики ребенка будут подвижны,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Сенсорные дорожки для пальчиков»
Опубликовано: 19 декабря 2019 в 19:37
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Сенсорные дорожки для пальчиков»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Петрова (УИ 2151887) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД