Журавлёва Светлана Евгеньевна
Комплексное задание в подготовительной группе «Семейный бюджет и расходы семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработал: Воспитатель Журавлёва Светлана Евгеньевна.
Комплексное задание в подготовительной группе тема «Семейный бюджет и расходы семьи».
Цель: Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия). Формирование навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей;
Публикация «Комплексное задание в подготовительной группе „Семейный бюджет и расходы семьи“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Семейный бюджет
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
развитие экономического мышления, интереса к материально – предметному
окружению; ознакомить детей со следующими понятиями: «бюджет», «доходы», «расходы»; дать представление о сущности расходов, показать их многообразие; развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;
познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета : Пенсией, зарплатой, стипендией; воспитывать уважение к труду взрослых;
побуждение деловой активности.
Задачи : Ознакомить детей со следующими понятиями: «бюджет», «доходы», «расходы»; развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи.
Ключевое слово: «бюджет», «доход», «расход».
Предварительная работа: Знакомство с понятием «Доходы» и «Расходы». Чтение художественной литературы. Дидактические игры по данной теме, рассматривание иллюстраций.
Материалы для проведения занятия: схема «бюджет семьи» (в форме круга, разделённого на сектора, схема «Доход-расход» (в виде кошелька с право, монеты и с лево).
Вводная часть.
Ход:
Организационный момент. Читаем стихотворение Ш. Галиева: «Три копейки за покупку».
Воспитатель:
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей даё т:
сын: «Вот! Купи мне самолет.
А еще ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
И на сдачу, можешь даже,
И свистульку мне купить…»
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое
количество товара?
Дети: Конечно, нельзя купить на такую сумму такое большое количество товара.
Воспитатель: Что не предусмотрел мальчик, когда просил маму о покупке?
Дети: У мамы нет таких денег, чтобы купить такое большое количество игрушек, сладостей.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить об экономике.
1. Беседа – размышление.
- Ребята, подумайте и скажите, зачем ваши родители ходят на работу?
- А как вы думайте, для чего нужны вашей семье деньги?
- На что ваша семья расходует деньги?
Воспитатель рассматривает с детьми понятие «бюджет»? и его составных.
- Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»? как вы думайте, что оно обозначает?
- Дети, все деньги в вашей семье, которыми она может распоряжаться, называется бюджетом. Посмотрите на этот круг- вот это бюджет- все деньги которые есть в семье.
- А из каких же денег состоит бюджет семьи?
Воспитатель рассматривает с детьми составные бюджета.
- Дети, рассмотрите схему. Кто пополняет бюджет семьи?
- Что делают мама и папа, чтобы пополнить бюджет семьи? (работают).
-А как называются заработанные родителями деньги? (зарплата).
- Зарплату получают за свой труд?
- А как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка, которые уже на пенсии? (пенсия).
- А почему они получают деньги, ведь они же не работают? (они получают пенсию за свой труд в молодости).
Дети, вы сейчас не зарабатываете никакие деньги, потому что не работаете. Сейчас ваша обязанность ходить в детский садик и хорошо себя вести, не огорчать родителей. А когда вы вырастите, то пойдёте учиться в школу, за свою хорошую учёбу вы будете получать хорошие оценки.
После школы вы будете учиться в институте, колледже. Вы станните студентами если вы будете хорошо с этим справляться - вам за отличную учёбу платить деньги. Потому что студенты тоже увеличивают семейный бюджет, получая за хорошую учёбу стипендию.
2. Беседа – уточнение.
- Дети, расскажите, кто в вашей семье зарабатывает деньги?
Кем работают ваши родители? Есть кто – ни будь в вашей семье, кто уже на пенсии. Есть ли студенты в вашей семье? Что они получают за свою хорошую учёбу?
Физкультурная минутка.
Физкультурная минутка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.
3. Воспитатель знакомит, детей с понятием «доходы» и «расходы».
- Дети, все деньги которые попадают в семейный бюджет, называется доходом. Зарплата родителей, пенсия бабушки и дедушки, стипендия – всё это доходы семьи. К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, подарок денежный на день рождение, находка, дополнительный заработок – продажа с огорода картофеля, яблок. Но в каждой семье есть и расходы.
- Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушку? А знаете ли вы на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? Оплата детского сада, покупка еды, одежда, оплата за квартиру, за свет, за воду, электричество- всё это расходы семьи. И за всё нужно заплатить вашим родителям.
Воспитатель рассматривает с детьми схему «Доход - расход».
-Посмотрите на этот кошелёк. Если кошелёк – это бюджет семь, то на какие монетки обозначают доход, а какие расход? (Из кошелька убирают монеты это расходы – бюджет уменьшается, а в кошельке прибывают монеты доходы – бюджет семьи увеличивается.)
Дидактическая игра.
Игра – диалог «Доход – расход».
Правила игры. Воспитатель предлагает детям определить, является ли названное, доходом или же расходом семьи. Дети должны объяснить свой выбор.
Папа получил зарплату - Д.
Бабушка заболела - Р.
Выиграли в лотерею – Д.
Потеряли кошелёк – Р.
Продали часть урожая помидор – Д.
Нашли 20 рублей - Д.
Порвались штаны – Р.
Заплатили за воду – Р.
Купили арбуз – Р.
Игра – упражнение: «Моя семья».
Воспитатель: Сейчас мы узнаем, кто в нашем домике живет. Давайте разделимся на команды: «Бюджет» и «Расходы». Дети команды «Бюджет», получают карточки и иллюстрацию семейного бюджета, складывают в зелёную колонну «Доходы». Называя источник дохода (зарплата мамы, папы, пенсия бабушки, дедушки, стипендия брата, сестры, деньги от пособии и т. д.). Дети команды «Расходы» берут карточки: квартплата, продукты питания на месяц, плата за детский сад и учебу, покупка новых вещей, развлечения и т. д
Воспитатель: Достаточно нашего бюджета на расходы? (Ответы детей).
Воспитатель: Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет.
Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать, да и количество их не
очень большое. А столько всего нужно родителям купить. Помните об этом, когда просите
своих родителей купить вам что-нибудь.
4. Рефлексия:
Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? (Ответы детей).
Воспитатель: Что нового вы узнали? (Ответы детей).
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).
Воспитатель: Где могут пригодиться полученные знания? (Ответ детей).
Заключительная часть.
- Дети, сегодня мы узнали с вами,что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги непросто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать, да и количество их не очень большое. А столько всего нужно родителям купить. Помните об этом, когда просите своих родителей купить что – не будь.