Старожитник Алина
Консультация для родителей «Секреты общения с ребенком в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви, понимания нарушают формирование личности ребёнка. Чем меньше ребёнок, тем большее значение имеют для него контакты со взрослыми членами семьи. Общение ребёнка с окружающими взрослыми не только условие, но и главный источник его психического развития.
Публикация «Консультация для родителей „Секреты общения с ребенком в семье“» размещена в разделах
Большинство родителей и педагогов согласится, что общение – это ключ к решению всех проблем. Большинство ссор и взаимных недовольств между Вами и Вашими детьми является результатом неправильного общения. Поэтому имеет смысл подумать не только о том, что Вы должны сказать, но и выбрать способ, как это сделать.
В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношения к окружающим, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. Поэтому, уважаемые родители, постарайтесь обеспечить своему ребёнку наиболее благоприятные условия для его реализации в этом направлении.
А для этого рекомендуем следующее:
Для ребёнка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребёнок будет говорить так, как его домашние. Ребёнок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
Речь ребёнка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении вашего малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии.
Обеспечьте ребё нку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме и местах, удалённых от него. По возможности присоединяйтесь к ребёнку, когда он смотрит телевизор и старайтесь узнать, что его интересует, обсуждайте увиденное. У каждого ребёнка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Уважайте его неповторимость, ставьте для себя и для него реальные цели. Старайтесь чтобы ребёнок не чувствовал недостатка в любви и разнообразия впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в состоянии выполнить все его просьбы и желания.
Очень важно, чтобы в семье каждый мог по-настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать достоинства другого. Невозможно создать правильные отношения с ребёнком, если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.
Помните, что выбор слов, интонаций и жестов существенен, если Вы хотите быть понятыми Вашими детьми и хотите добиться взаимодействия с ними.
«Я» - утверждения – это высказывание от первого лица, начинающегося с «Я», что выражает собственные чувства, предпочтения, убеждения, наблюдения без нажима на слушающего. Такой способ высказываний, когда родители выражают свои чувства, более предпочтителен. Например, родитель смотрит на ребё нка и говорит: «Я действительно сержусь. Мне не нравится смотреть на разбросанные повсюду игрушки, мне нужна помощь». И с этими словами берёт ребёнка за руку и ведёт выполнять задание.
«ТЫ» - утверждения – это высказывания, начинающиеся со слова «ТЫ», имеющие чаще всего характер нападения и практически всегда делающие слушающего обороняющимся. Например, Вы кричите на своего ребёнка (который уже в другой комнате) : «Ты такой неряха! Почему ты никогда ничего не поднимаешь с пола? Все твои игрушки на полу! Немедленно иди сюда, а то!» Такая тирада, скорее всего, либо не вызовет никакой реакции со стороны ребёнка, или вызовет протест, когда он не будет выполнять то, что Вы хотите, назло. Если Вы будете уж очень не выдержаны, то можете впасть в истерику. При таком подходе легко сделать поведение ребёнка вызывающим, а нас – «выходящими из себя».
«Пользуйся словами!» - просьба, побуждающая детей выражать свои чувства словами, а не бранью, визгом, касанием или бросанием вещей. Вы можете учить даже маленьких детей распознавать и называть словами свои чувства, например: «Уверена, что ты сердишься, когда сестрёнка выхватывает у тебя игрушку».
Объятия – подойдите сзади, обхватите ребёнка под ручками вокруг груди, сдерживая его крепко, но любяще. Такая позиция, с одной стороны, позволит Вам быть очень близко к ребёнку и шептать ему на ушко что-нибудь успокаивающее, а с другой стороны, уменьшить его желание брыкаться и драться.
Моделирование – демонстрация ребёнку своими собственными ежедневными действиями того, какого поведения Вы ожидаете от него. Это самый мощный педагогический инструмент, который есть у родителей.
Помните, важно не только то, что Вы сказали, более важно, как Вы сказали это, а самое важное – делаете ли Вы это сами. Помните, дети поступают, как Вы поступаете, а не как Вы говорите. Вы можете ожидать от Вашего ребёнка, что он покажет Вам, причём в самый не подходящий момент, нечто, что он подхватил у Вас.
Семейный совет - заранее спланированное или спонтанное собрание родителей с детьми для того, чтобы прояснить какую – либо ситуацию. Вы можете использовать это время для обсуждения различных вопросов и проблем, одобрить хорошее поведение, организовать домашние обязанности или запланировать мероприятия. Семейные советы могут помочь семье (где часто все заняты) почувствовать себя единой командой, в которой дети и родители вместе принимают решения и разбираются с проблемами. Регулярные сборы помогут очистить семейную атмосферу от недопонимания и раздражения, имевших место в течении недели.
Советы родителям
• Общайтесь с ребёнком, не говорите ему «ОТСТАНЬ, МНЕ НЕКОГДА…»;
• Не применяйте в воспитании крайности;
• Постарайтесь научить ребёнка быть самостоятельным;
• Почаще говорите, что он «хороший»;
• Не ссорьтесь и не скандальте при ребёнке.
Желаем Вам успехов и радости общения с Вашими детьми!