Наталья Дмитриева
«Рыбка, а мы про тебя все знаем!» Авторская методика проведения занятий по формированию обобщающих понятий о классах животных
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Хочу познакомить вас со своим опытом проведения занятий по формированию обобщающих понятий - классы животных у детей младшего дошкольного возраста. Как известно у детей этого возраста должны быть сформированы представления о таких классах животных, как рыбы, птицы, звери, насекомые. Чтобы сформировать целостное представление о каждом из классов животных, я использую в своей практике уже, наверное, многим известные по моим публикациям опорные сигналы. Опорные сигналы - это картинки, знаки, символы, помогающие детям выделить характерный признак объекта, а потом соединить все сигналы в одно целое.
Публикация «„Рыбка, а мы про тебя все знаем!“ Авторская методика проведения занятий по формированию обобщающих понятий о классах животных» размещена в разделах
- Рыбы и рыбки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
Для детей младшего возраста я использую цветные опорные сигналы, для детей постарше - в черно-белом варианте.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию план- конспект НОД по формированию понятия - рыбы для детей средней группы.
Цели и задачи занятия:
О. О. " Познание"
-знакомство детей с характерными особенностями строения и жизнедеятельности рыб;
- развитие навыков поисковой деятельности (умение находит ответы на вопросы);
О. О. " Коммуникация"
- развитие связной речи (умение отвечать на вопрос - для чего);
-обогащение словарного запаса по теме - рыбы;
О. О. " Социализация"
-воспитание чувства сопереживания к представителям живой природы;
Материалы и оборудование:
-игрушка Каркуша;
-демонстрационные карточки с опорными сигналами по теме - рыбы;
-карточки со знаком вопроса;
- демонстрационные картинки с изображением рыб и птиц;
- раздаточный материал (рыбная чешуя, кусочки ткани,перо птицы - на крышечках с черным фоном);
Ход занятия:
Каркуша приглашает детей на ковер. На ковре разложены карточки со знаком вопроса, под которыми находятся опорные сигналы по теме - рыбы.
Опорные сигналы:
- плоскостное изображение золотой рыбки;
-изображение хвоста рыбки;
- изображение туловища рыбки;
- изображение плавников;
- изображение головы рыбки;
- изображение среды обитания;
Каркуша объясняет детям, что сегодня она хочет познакомить их своей подружкой. " Подружка" спряталась от ребят под карточкой с зеленым знаком. Этот знак называется - знак вопроса. Что означает - узнай кто там? Но просто так тот, кто спрятался под карточкой не покажется!Нужно ответить на вопросы, которые спрятались под карточками с голубыми знаками. Спрашивает - согласны ли дети ответить на вопросы и познакомится с ее " подружкой".
Методика работы над опорными сигналами:
Вскрывая по очереди карточки с голубыми знаками вопросы дети видят изображение характерной особенности строения рыб. Выясняют, что это и кому может принадлежать.
Методика решения проблемы:
- Что нарисовано на картинке?
-У кого это может быть?
- Для чего это нужно?
Дети открывают первую карточку
Каркуша: Дети, как вы думаете, что нарисовано на картинке?
Дети: хвост, хвостик, похоже на хвостик.
Каркуша: У кого может быть такой хвостик?
Дети: у рыбки, у рыбы, (а может быть и не ответят)
Каркуша: Да это похоже на хвостик, а у кого бывает хвостик?
Дети: у птичек, у рыбок, у зайчика.
Каркуша: Да, мы пока не знаем точно, чей это хвостик, давайте посмотрим следующую картинку.
(открывают картинку с туловищем рыбки)
- также обсуждают картинку, выясняют, что это может быть туловище рыбки, а может птички. нужно посмотреть следующую картинку-
открывают картинку с плавниками, затем картинку с головой рыбки, обсуждение всегда заканчивается фразой
-Это может быть у рыбки, значит от нас спряталась рыбка!
Когда все картинки под карточками с голубыми вопросами будут открыты,воспитатель подводит итог:
- У того, кто спрятался от нас есть вот такой хвостик, есть овальное туловище, есть плавники и голова с большими глазами живет он в море (в воде! Кто же это может быть? РЫБКА!
После этого открывается карточка с зеленым знаком вопроса - появляется рыбка, хвалит ребят, что они все про нее рассказали и предлагает поиграть с ней и с Каркушей.
Физкультминутка: " Птица - рыба"
Золотая рыбка объясняет правила игры: рыбки что умеют делать - плавать, а птички - летать. Я буду показывать своих родных рыбок и тогда вы будете " плыть", а Каркуша своих родных птичек - и тогда вы будете " летать" (проводится подвижная игра)
После игры рыбка становится грустной! Почему? Рыбка объясняет, что у Каркуши такие красивые перышки, а чем покрыта она - она не знает!
Поисковая деятельность:" Чем покрыта рыбка?"
Дети подходят к столам, на свое место, перед ними три крышечки с черным фоном. На одной лежит рыбья чешуя (желательно крупная - от леща); на второй - птичье перышко, на третьей - кусочки ткани.
Задача: выяснит, во что может быть одета рыбка? Ткань нужна людям - они шьют одежду, перышко - птицам, а вот эти ЧЕШУЙКИ - как раз и есть одежда для рыб. В них рыбкам ничего не страшно, так как они очень плотно прилегают друг к другу и в них они такие красивые - блестящие!
Воспитатель просит детей отнести чешуйки золотой рыбке.
Заключение:
Дети вновь садятся на ковер и повторяют по опорным сигналам, что бывает у рыбок.
Дидактическое упражнение: " Закончи предложение"
- У всех рыбок есть. хвостик
- У рыбок есть овальное. туловище
-У рыбок есть. голова
-Все рыбы живут в. воде
-Все рыбы покрыты. чешуей.
Рыбка и Каркуша хвалят детей и обещают прийти еще раз, чтобы познакомить детей с другими рыбками.
Занятие закончено. Опорные сигналы вместе с изображением рыбки размещаются на доске, чтобы дети в свободное время могли еще раз ознакомится и показать друг другу, что есть у рыбок. Рыбная чешуя размещается в уголке природы для свободного рассматривания.
Предлагаю вам опорные сигналы по теме " Птицы"
Опорные сигналы по теме " Звери"
Вот такая информация. Буду рада, если вам это пригодится! Из опыта - уже 15 лет так провожу занятия, знания по экологии у детей отличные!