Лилия Бубнова
Фотоотчет о показе-дефиле «Русский народный стиль» или «По одежке встречают»
▼ Скачать + Заказать документы
"Русский народный стиль", или "По одежке встречают. " - показ-дефиле. (Вовремя демонстрации мы использовали две мелодии.)
«По одёжке встречают.» - эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, каково его общественное положение — совершеннолетний или нет, сочетался ли браком. Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать.
Публикация «Фотоотчет о показе-дефиле „Русский народный стиль“ или „По одежке встречают“» размещена в разделах
Особенности народного костюма, в большей мере, отразились в женской одежде. На огромной территории Европейской России сложилось два основных вида женского костюма: южнорусский и северорусский.
В южнорусском на богато вышитую рубаху надевались клетчатая понева, передник, другие детали и украшения. Для этих костюмов характерна особая узорность, яркость и декоративность. Завершался ансамбль общерусским головным убором — «сорокой».
Северорусский костюм состоял из распашного или глухого сарафана и рубахи с пышно декорированными оплечьями на рукавах. Перед вами стилизованный костюм молодой женщины. Венчает костюм головной убор - кичка.
Старинный женский наряд отображал в себе образ вселенной. На головном уборе верхний мир – небо. Здесь знаки солнца, изображения птиц. Даже названия головных уборов птичьи.
Сорока. Известно, что птицу-сороку вешали в конюшнях для оберега. Вероятно, головной убор — сорока служил оберегом женщины от домового, который мог «утащить ее за волосы на чердак». В то же время считалось, что рогатый головной убор помогал матери уберечь ребенка от нечистой силы и сглаза.
Кокошник – от слова «кокош» - курица. Кокошник был парадным головным убором замужних женщин.
Кичка. Кичкой звали утку. Еще этот головной убор называли бабьей красой.
Раструбилась трубонька рано по заре,
Расплакалась девушка по русой косе;
- Сегодня мою косоньку подруги плетут,
А завтра мою косоньку сваха расплетет,
Разделят мою косоньку на две косы,
Обвертят мою косоньку вокруг головы,
Наденут на головушку бабью красу,
Красуйся-ко, подруженька, отныне до веку.
В первые годы замужества «молодухи» носили рогатые кички. После рождения первенца их меняли на лопатообразную кичку или повойник.
По древнему обычаю замужние женщины тщательно закрывали свои волосы, чтобы не навлечь несчастье на окружающих.
Основной частью одежды русских крестьянок является длинная холщовая рубаха, которая была и нательной, и выходной.
Общеславянским типом считается рубаха с прямыми и косыми поликами. Ворот женских рубах оформляли в виде невысокой обшивки полосой ткани. Он назывался «ошейник». На юге России были распространены воротники-стойки.
В дни летних календарных обрядов крестьянки наряжались в специальные «покосные» рубахи. Носили их с большим напуском над «опояской». А головным убором была «повязка», сшитая из треугольного куска ткани, концы которой завязывали надо лбом, зашивали, узел срезали и зашивали квадратом ситца на подкладке.
Иногда такой наряд дополнялся фартуком, а головным убором мог служить платок или украшенное вышивкой холщовое полотенце.
Детский костюм и покроем, и орнаментом почти полностью повторял взрослый, но изготавливался из более дешевого материала. Крестьянские подростки ходили в льняных и конопляных рубахах.
Рубаха мальчика с ластовицами красного цвета. Прямоугольный вырез горловины: посередине или сбоку, низ рубахи и рукава отделаны аппликацией. Рубаху подпоясывают узким тканым пояском с шерстяными кисточками на концах.
Сарафан девочки кроился из двух прямоугольных полотнищ, узкие короткие лямки на спине пришиваются вместе, по подолу пришиваются атласные ленты.
До замужества девушки ходили с открытой на темени головой, заплетая волосы в одну косу или оставляя их распущенными. Наиболее излюбленный девичий головной убор - повязка. Повязывали их на лоб и скрепляли на затылке лентами.
Идеограммы, обозначающие целое понятие, входившие в орнамент, подбирались мастерицами индивидуально для каждого владельца рубахи или тканого пояса.
Излюбленными цветами были белый и красный. В русском костюме использовалось до 33 оттенков красного цвета. Красный цвет считался средством против сглаза и играл наряду с орнаментом роль «оберега» от злых сил и несчастий. Этим же объясняется, размещение вышивки: она располагалась в тех местах, где заканчивалась одежда — по подолу, вороту, манжетам, а также на плечах.
На свадебных «молодецких» поневах, на вышитых рукавах женских рубах, на девичьих головных уборах очень часто встречается ромбо-точечный узор. Ромб в этой композиции является знаком земли, поля. Крест – солярный знак солнца, а точка – символ зарождающегося семя.
Этот орнамент является символом будущей плодовитости девушки-невесты и плодовитости вспаханной и засеянной земли.
Женский костюм — это целый мир. В нём всё со всем связано: человек, животные, растения. Древняя юбка-понёва — сама как вспаханное и засеянное поле. На переднике цветут цветы, сияет солнце. Наденет молодая женщина такой костюм и станет сама как Природа-Мать, хозяйка вселенной. Мудрая рукодельница, такая женщина и мужу своему смастерит рубаху волшебную, с оберегами. И охрану-пояс с узорами-знаками.
Красив и силен, идёт её муж через широкий двор в высокий терем добрым молодцем.