Надежда Дубовик
Конспект мастер-класса «Роспись тарелки под блины»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические разработки «Широкая масленица»
Конспект мастер-класса
«Роспись тарелки под блины»
Цель: способствовать развитию творческих способностей детей через приобщение их к обрядовым народным праздникам - Масленица и обычаям донского казачества.
Задачи:
Расширять знания детей о празднике "Масленица".
Публикация «Конспект мастер-класса „Роспись тарелки под блины“» размещена в разделах
- Масленица. ИЗО, поделки и рисование
- Масленица. Русский народный праздник
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства донской культуры (семикаракорская роспись).
Воспитывать чувство сопричастности и любви к своему народу, его традициям, обычаям.
Оборудование: предметы посуды белье (тарелки, трафареты, краски, кисти, образцы рисунков «подсолнух», интерактивное оборудование.
Предполагаемый результат: дети расширят представления о празднике Масленица. Примут участие в росписи тарелки под блины, используя элементы семикаракорской росписи.
Ход мастер-класса
Ребята, как вы знаете, у нас наступила календарная весна, хотя на улице еще не так тепло. Традиция праздновать приход весны сохранилась в разных городах и странах до сих пор. Масленица – это веселый праздник проводов зимы. Послушайте сказку и вы узнаете, почему стали отмечать этот праздник.
Сказка о Масленице.
В некотором царстве, в тридесятом государстве жили-были Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо глаз у нее были колючие льдинки. Губы - покрыты инеем. У нее были длинные белые волосы. Ее наряд удивлял своей белизной. Были у нее слуги: холодный ветер и злая вьюга.
А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые, щечки румяные. Она всегда ходила в длинном, ярком сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные.
Люди очень любили Масленицу. В конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну.
Один раз рассердилась Зима на людей и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. Уж очень все хотели поскорее проводить ее, а Зима задумала завладеть всем царством. Она мечтала, чтобы царство превратилось в ледяное королевство.
Приказала тогда Зима своим слугам:
- Ветер, вьюга, занесите снегом все дороги, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома. Если они не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет!
И задул ветер, и разыгралась вьюга. Сидят люди дома, на улицу боятся выйти. Видит Масленица – плохо дело. Что делать, как людям помочь? Солнце не показывается, а снега все больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не доберется весна по такому снегу к людям.
Осталась одна неделя, и Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам. Да говорить людям, чтобы стряпали они блины без устали всю неделю. Послушались ее люди. Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. А блинчики горячие, румяные, круглые, словно солнышко. Куда блин попал, там проталинка появилась.
Детишек Масленица заставила горки строить да громче смеяться, когда кататься будут. Пусть Зима позлиться! И обязательно есть всем блины, чтобы душа не смогла в льдинку превратиться, чтобы не стать холодными, бездушными слугами Зимы.
Делали люди все, что Масленица подсказала, но этого оказалось мало. Нужно было много тепла. Что делать?
- Сожгите меня, - сказала Масленица.
Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь. Попросили люди у нее прощения за все, друг у друга попросили прощения и уже хотели Масленицу поджечь, как какой-то мальчик закричал:
- Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело!
Обрадовались люди, построили огромное чучело и сожгли его. Пламя было такое, что последний снег растаял. Теперь люди знали, что весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за ее открытую душу стали ее называть Широкой Масленицей.
(Можно провести беседу по вопросам)
Понравилась вам сказка?
- О ком она?
- Какая была Зима?
- Какая была Масленица?
- Что задумала Зима?
- Что придумала Масленица?
- Зачем нужно было есть блины?
Масленица - это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло.
Масленица славится блинами, которые хозяйками пекут все неделю. На обильные застолья приглашают гостей. Блины с маслом, со сметаной, с маком и с медом, вареньем, с творогом, с икрой, с семгой, с мясом – не исчерпать всех возможностей праздничного стола.
Блины -символ Масленицы.
Обычай печь горячие и вкусные блины (или лепешки) с различными начинками на Масленицу сохранился у нас с древних времён.
С Масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась природа. Вот и стал блин символом набирающего яркость и жар весеннего солнышка. Ведь блин такой же золотистый и круглый, снятый с «пылу с жару» как само СОЛНЦЕ.
И как вы знаете, на масленой неделе все веселились. Давайте и мы с вами поиграем.
Динамическая пауза. Игра «Блины — лепёшки».
(Весёлая и задорная забава - кричалка. Ребята делятся на две команды: одна по сигналу хором должна кричать «блины», другая же – «лепёшки»).
Хороша была зима, её мы провожаем
И тепло весеннее радостно встречаем.
Печём с припёком мы (знак рукой в сторону «блинов») блины!
И вкусные (знак рукой в сторону «лепёшек») лепёшки!
И весело, и дружно хлопаем в ладошки (все хлопают).
Наступила долгожданная масляная неделя,
И никто не сосчитает, сколько же мы съели.
Ели-ели мы (знак рукой) блины!
И ещё (знак рукой) лепёшки!
А теперь вокруг себя покрутимся немножко (все крутятся).
Вокруг песни, танцы, смех, шумное гулянье,
В каждом доме оценили хлопоты-старанье,
На столе стоят (знак рукой) блины!
А рядышком (знак рукой) лепёшки!
Чтобы больше в нас вошло — прыгаем на ножке (все прыгают).
Ещё кружок вокруг себя (все кружатся,
И хлопаем в ладошки (все хлопают).
В период празднования масленицы люди пекли много блинов и, конечно же, нужна была праздничная посуда – тарелка под блины. Давайте сегодня мы представим себя в роли художников и распишем тарелки для подачи блинов.
У нас на Дону выращивают всем известное растение похожее на солнышко. Может кто-то знает его название?
(Ответы детей).
Конечно это подсолнухи (они растут «под солнцем» - поворачивают свои головки за солнцем).
На керамическом семикаракорском заводе (там изготавливают посуду) художники-керамисты расписывают тарелки рисунком «подсолнух».
Давайте посмотрим на экране на изображение таких тарелок. (Показ образцов на мультимедийном оборудовании).
Я предлагаю вам расписать тарелку под блины таким рисунком.
Практическая часть
Берем трафарет – круг и обводим его на середине тарелки. (Показ выполнения).
Затем по трафарету «лепесток», обводим лепестки вокруг круга. (Показ выполнения).
Вы успешно справились с первым этапом работы.
Теперь перед вами следующая задача: созданный карандашом узор воплотить в цвете.
Всю композицию узора художники строят кистью, поэтому её так и называют кистевой росписью. Мастер наносит лёгкие, уверенные мазки, не прибегая к подробному контуру. Существует несколько приёмов кистевой росписи : «кончиком кисти», «плоский мазок». (Показ выполнения).
Какого цвета краски нам понадобятся?
Ответы детей: (желтая, коричневая и черная).
Теперь приступайте к работе.
Продуктивная деятельность (под музыкальное сопровождение)
Вот и закончился наш мастер-класс. Вы на славу потрудились, молодцы. Расписанные вами изделия вы можете забрать и отнести домой.