МААМ-картинки

Конспект мастер-класса «Роспись тарелки под блины»

Надежда Дубовик
Конспект мастер-класса «Роспись тарелки под блины»
▼ Скачать + Заказать документы

Методические разработки «Широкая масленица»

Конспект мастер-класса

«Роспись тарелки под блины»

Цель: способствовать развитию творческих способностей детей через приобщение их к обрядовым народным праздникам - Масленица и обычаям донского казачества.

Задачи:

Расширять знания детей о празднике "Масленица".

Публикация «Конспект мастер-класса „Роспись тарелки под блины“» размещена в разделах

Развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства донской культуры (семикаракорская роспись).

Воспитывать чувство сопричастности и любви к своему народу, его традициям, обычаям.

Оборудование: предметы посуды белье (тарелки, трафареты, краски, кисти, образцы рисунков «подсолнух», интерактивное оборудование.

Предполагаемый результат: дети расширят представления о празднике Масленица. Примут участие в росписи тарелки под блины, используя элементы семикаракорской росписи.

Ход мастер-класса

Ребята, как вы знаете, у нас наступила календарная весна, хотя на улице еще не так тепло. Традиция праздновать приход весны сохранилась в разных городах и странах до сих пор. Масленица – это веселый праздник проводов зимы. Послушайте сказку и вы узнаете, почему стали отмечать этот праздник.

Сказка о Масленице.

В некотором царстве, в тридесятом государстве жили-были Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо глаз у нее были колючие льдинки. Губы - покрыты инеем. У нее были длинные белые волосы. Ее наряд удивлял своей белизной. Были у нее слуги: холодный ветер и злая вьюга.

А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые, щечки румяные. Она всегда ходила в длинном, ярком сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные.

Люди очень любили Масленицу. В конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну.

Один раз рассердилась Зима на людей и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. Уж очень все хотели поскорее проводить ее, а Зима задумала завладеть всем царством. Она мечтала, чтобы царство превратилось в ледяное королевство.

Приказала тогда Зима своим слугам:

- Ветер, вьюга, занесите снегом все дороги, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома. Если они не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет!

И задул ветер, и разыгралась вьюга. Сидят люди дома, на улицу боятся выйти. Видит Масленица – плохо дело. Что делать, как людям помочь? Солнце не показывается, а снега все больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не доберется весна по такому снегу к людям.

Осталась одна неделя, и Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам. Да говорить людям, чтобы стряпали они блины без устали всю неделю. Послушались ее люди. Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. А блинчики горячие, румяные, круглые, словно солнышко. Куда блин попал, там проталинка появилась.

Детишек Масленица заставила горки строить да громче смеяться, когда кататься будут. Пусть Зима позлиться! И обязательно есть всем блины, чтобы душа не смогла в льдинку превратиться, чтобы не стать холодными, бездушными слугами Зимы.

Делали люди все, что Масленица подсказала, но этого оказалось мало. Нужно было много тепла. Что делать?

- Сожгите меня, - сказала Масленица.

Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь. Попросили люди у нее прощения за все, друг у друга попросили прощения и уже хотели Масленицу поджечь, как какой-то мальчик закричал:

- Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело!

Обрадовались люди, построили огромное чучело и сожгли его. Пламя было такое, что последний снег растаял. Теперь люди знали, что весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за ее открытую душу стали ее называть Широкой Масленицей.

(Можно провести беседу по вопросам)

Понравилась вам сказка?

- О ком она?

- Какая была Зима?

- Какая была Масленица?

- Что задумала Зима?

- Что придумала Масленица?

- Зачем нужно было есть блины?

Масленица - это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло.

Масленица славится блинами, которые хозяйками пекут все неделю. На обильные застолья приглашают гостей. Блины с маслом, со сметаной, с маком и с медом, вареньем, с творогом, с икрой, с семгой, с мясом – не исчерпать всех возможностей праздничного стола.

Блины -символ Масленицы.

Обычай печь горячие и вкусные блины (или лепешки) с различными начинками на Масленицу сохранился у нас с древних времён.

С Масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась природа. Вот и стал блин символом набирающего яркость и жар весеннего солнышка. Ведь блин такой же золотистый и круглый, снятый с «пылу с жару» как само СОЛНЦЕ.

И как вы знаете, на масленой неделе все веселились. Давайте и мы с вами поиграем.

Динамическая пауза. Игра «Блины — лепёшки».

(Весёлая и задорная забава - кричалка. Ребята делятся на две команды: одна по сигналу хором должна кричать «блины», другая же – «лепёшки»).

Хороша была зима, её мы провожаем

И тепло весеннее радостно встречаем.

Печём с припёком мы (знак рукой в сторону «блинов») блины!

И вкусные (знак рукой в сторону «лепёшек») лепёшки!

И весело, и дружно хлопаем в ладошки (все хлопают).

Наступила долгожданная масляная неделя,

И никто не сосчитает, сколько же мы съели.

Ели-ели мы (знак рукой) блины!

И ещё (знак рукой) лепёшки!

А теперь вокруг себя покрутимся немножко (все крутятся).

Вокруг песни, танцы, смех, шумное гулянье,

В каждом доме оценили хлопоты-старанье,

На столе стоят (знак рукой) блины!

А рядышком (знак рукой) лепёшки!

Чтобы больше в нас вошло — прыгаем на ножке (все прыгают).

Ещё кружок вокруг себя (все кружатся,

И хлопаем в ладошки (все хлопают).

В период празднования масленицы люди пекли много блинов и, конечно же, нужна была праздничная посуда – тарелка под блины. Давайте сегодня мы представим себя в роли художников и распишем тарелки для подачи блинов.

У нас на Дону выращивают всем известное растение похожее на солнышко. Может кто-то знает его название?

(Ответы детей).

Конечно это подсолнухи (они растут «под солнцем» - поворачивают свои головки за солнцем).

На керамическом семикаракорском заводе (там изготавливают посуду) художники-керамисты расписывают тарелки рисунком «подсолнух».

Давайте посмотрим на экране на изображение таких тарелок. (Показ образцов на мультимедийном оборудовании).

Я предлагаю вам расписать тарелку под блины таким рисунком.

Практическая часть

Берем трафарет – круг и обводим его на середине тарелки. (Показ выполнения).

Затем по трафарету «лепесток», обводим лепестки вокруг круга. (Показ выполнения).

Вы успешно справились с первым этапом работы.

Теперь перед вами следующая задача: созданный карандашом узор воплотить в цвете.

Всю композицию узора художники строят кистью, поэтому её так и называют кистевой росписью. Мастер наносит лёгкие, уверенные мазки, не прибегая к подробному контуру. Существует несколько приёмов кистевой росписи : «кончиком кисти», «плоский мазок». (Показ выполнения).

Какого цвета краски нам понадобятся?

Ответы детей: (желтая, коричневая и черная).

Теперь приступайте к работе.

Продуктивная деятельность (под музыкальное сопровождение)

Вот и закончился наш мастер-класс. Вы на славу потрудились, молодцы. Расписанные вами изделия вы можете забрать и отнести домой.

Публикации по теме:

Комплексное занятие «Ой, блины, мои блины»Комплексное занятие «Ой, блины, мои блины» Комплексное занятие. Цели и задачи: 1. Познакомить детей с Русскими традициями и обычаями. 2. Вызвать интерес и любовь к празднику. 3. Развить.

Фотоотчет «Роспись на камне» с учащимися 8 класса школы-интерната 4 видаФотоотчет «Роспись на камне» с учащимися 8 класса школы-интерната 4 вида Уважаемые коллеги! Хочу выразить огромную благодарность вам за вашу работу, за ваши публикации, которые мотивируют на то, чтобы работать.

Конспект интегрированного занятия по рисованию в младшей группе «Ой, блины-блины-блиночки!»Конспект интегрированного занятия по рисованию в младшей группе «Ой, блины-блины-блиночки!» Образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие» Способы: Сюрпризный момент, проблемная ситуация,.

Конспект НОД по рисованию в младшей группе «Вкусные блины»Конспект НОД по рисованию в младшей группе «Вкусные блины» Задачи: - Познакомить детей с традициями русского народа: дать представление о празднике «Масленица». - Активизировать словарь словами.

Конспект занятия по лепке для детей первой младшей группы «Блины для куклы Маши»Конспект занятия по лепке для детей первой младшей группы «Блины для куклы Маши» Цель: учить детей лепить блинчики из пластилина. Задачи: - формировать интерес к работе с пластилином; - закреплять разные способы, и.

Конспект занятия во второй младшей группы «Печём блины»Конспект занятия во второй младшей группы «Печём блины» Цель: знакомство детей со старинными обычаями встречи весны. Задачи: 1. Познакомить детей с праздником «Масленица», ее значением, символами,.

Мастер-класс поделки из пластиковой тарелки для дошкольников. «НЛО. Летающие тарелки»Мастер-класс поделки из пластиковой тарелки для дошкольников. «НЛО. Летающие тарелки» НЛО - Летающие тарелки. Мастер –класс для дошкольников. НЛО – это представители внеземных цивилизаций; живые разумные существа, которые.

Мастер-класс «Печем блины»Мастер-класс «Печем блины» Как на Масленице нашей Всем становится теплей, Уходи зима подальше, Нам с блинами веселей! С Масленицей Вас, уважаемые коллеги! Хочу.

Мастер-класс по пластилинографии «Роспись тарелки «Хохлома»Мастер-класс по пластилинографии «Роспись тарелки «Хохлома» Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография».

Мастер-класс «Солнышко печет блины» в технике пластилинографии и аппликацииМастер-класс «Солнышко печет блины» в технике пластилинографии и аппликации Мастер-класс: «Солнышко печет блины» в технике пластилинографии и аппликации. Описание: данный мастер - класс предназначен для детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса «Роспись тарелки под блины»
Опубликовано: 1 апреля 2022 в 10:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект мастер-класса «Роспись тарелки под блины»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Дубовик в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД