МААМ-картинки

Консультация для родителей «Роль взрослого в обогащении словаря ребёнка»

Светлана Курносова
Консультация для родителей «Роль взрослого в обогащении словаря ребёнка»

Управление образования г. о. Саранск

МДОУ «Детский сад № 116»

Консультация для родителей

«Роль взрослого в обогащении словаря ребёнка».

Подготовила:

Курносова С. А

Саранск

Физическое, психическое, интеллектуальное развитие реб нка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь реб нка формируется на примере родных и близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение, что речь реб нка развивается самостоятельно. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влеч т за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившиеся в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с ранних лет жизни. Очень важно, чтобы реб нок слышал речь правильную, отч тливую, на примере которой формируется его собственная речь. Разговаривать с детьми нужно не торопясь, не искажая слов, ч тко произнося каждый звук, не "съедать" слогов и окончаний слов. Особенно ч тко нужно произносить незнакомые, новые для реб нка и длинные слова. Постепенно надо вводить в активный словарь детей новые слова.

Публикация «Консультация для родителей „Роль взрослого в обогащении словаря ребёнка“» размещена в разделах

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно -печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их -сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, закреплять знания о предметах, правильно их называть. Купив игру, не стоит сразу давать е реб нку, так как он, не понимая правил, теряет к ней интерес. Сначала родители должны сами познакомиться с игрой, а потом объяснить правила реб нку. Первый раз необходимо поиграть вместе с реб нком. В процессе игры, например, с разрезными картинками целесообразно сначала рассмотреть целые картинки и спросить: "Что нарисовано на картинке? ",

"Как можно назвать их одним словом?", "Где растут фрукты?", "Что можно сделать из фруктов?". После беседы объяснить: "Перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета слива, какие у не листья и подбери необходимые картинки". Родители могут начать складывать картинку, а далее реб нок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки

из кубиков.

Если они посвящены содержанию знакомых сказок, то сначала нужно провести беседу или попросить рассказать содержание картинки.

Не менее важны для речевого развития словесные игры. Например, "Чудесный мешочек" : в мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т. д.). Реб нок должен опустить в него руку и на ощупь определить то,что он ощупывает. Затем он доста т предмет и рассказывает, для чего он нужен, что с ним можно делать.

"Что из чего сделано? " Взрослый говорит реб нку : " В нашей комнате

много предметов, все они сделаны из разных материалов. Я буду называть

предмет, а ты попробуй определить, из чего он сделан. Например, стол

сделан из дерева, значит он деревянный, ваза из стекла (стеклянная, мяч из резины (резиновый) и т. д.

"Кто как работает? " Взрослый рассказывает, что есть много разных

профессий. Люди разных профессий выполняют разную работу. Например, врач лечит людей, а что делает повар? (готовит еду, строитель? (строит дома, водитель (водит машины) и т. д. Спросите у реб нка, знает ли он, какая у вас профессия, что вы делаете на работе. Выслушайте рассказ реб нка и если надо поправьте его.

"Правильно ли я сказал? " Взрослый говорит реб нку : " Я знаю много домашних животных: корова, лошадь, собака, курица, ворона, заяц". Реб нок должен исправить ошибки и объяснить, что не так, почему. "Скажи наоборот" Взрослый говорит : "Я вижу высокое дерево", а реб нок должен сказать наоборот: "Я вижу низкое дерево". "У меня мало игрушек"( "У меня много игрушек") и т. д.

Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, приготовления

пищи нужно постоянно с реб нком разговаривать, используя в речи разные потешки, пословицы, поговорки, загадки.

Во время обеда, ужина можно использовать такие пословицы, как

"Кашу маслом не испортишь", "Дорога ложка к обеду", "Захочешь кушать -руку протянешь".

Если реб нок выполняет поручение без желания или отказывается,

следует сказать: "Без труда не вытянешь рыбку из пруда", "Что посеешь, то и пожн шь", "Лентяю вс некогда", "Делу –время, потехе -час".

Выходные дни желательно проводить на природе, так как она открывает много возможностей для пополнения знаний и словаря дошкольника пословицами, например, "Много снега -много хлеба", "Зимой солнце светит, но не греет", "Осенняя муха больно кусает", "Без ветра и трава не шелестит", "Летний день год кормит".

Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать и во время игры и при выполнении режимных моментов.

Со старшими дошкольниками рекомендуется организовывать семейные вечера загадок и пословиц. Выигравший получает приз-конфету, игрушку, книжку.

Родители должны следить за правильным употреблением слов,

особенно близких по значению (шить, пришить, вышивать, зашивать, которые дети нередко путают, объяснять переносные значения ("золотые руки", "каменное сердце").

В своей речи дети мало употребляют слов, обозначающих признаки предметов. Словами "хорошая", "красивая" дети характеризуют вс, что им нравится. Взрослому необходимо их поправить: не просто хорошая книга, но интересная, увлекательная, красочная и т. д.

Необходимо также обогащать бытовой словарь детей. В семье планируется, например, уборка: нужно навести порядок в серванте. Мама просит реб нка ей помочь. Протирая посуду, она спрашивает, как называется каждый предмет и уточняет сама: "Это глубокая тарелка, фарфоровая, в ней подают первое блюдо-суп, борщ. Это мелкие тарелки, в них кладут второе -котлеты с гарниром, а это салатница, в ней подают салат. Следует попросить реб нка подать взрослому посуду и назвать то, что он пода т, уточнить, как е используют. При работе на швейной машинке нужно также обговаривать свои действия, называть вид ткани, части машинки.

Таким же образом можно познакомить реб нка с холодильником,

утюгом, звонком и т. д. Очень важно, чтобы реб нок слушал внимательно. Следует предложить ему самому что-нибудь сделать, например, закрутить шуруп, погладить платочек. Реб нку будет интересно. Гуляя по улице, полезно знакомить реб нка с машинами, светофором, людьми, дорогой. Очень важно, чтобы он с детства знал правила уличного движения.

Уважаемые родители! Умеет ли ваш реб нок отвечать на вопросы сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное? Как развита у него фантазия? Умеет ли составлять сам сказки, рассказы? Все эти речевые навыки будут необходимы реб нку в школе.

Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и

монологической. Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики. Их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация. В устной разговорной речи собеседники выступают, как рассказчики и слушатели. С детства реб нку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями, переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные беседы и разговоры. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее, имеют правильную речь. Взрослые в разговоре с реб нком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его друзей и досуг. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в детском саду. В дальнейшем у них не будет секретов от родителей.

Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми

младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду, обувь и т. д. Постепенно тематика бесед расширяется: космос, профессии, армия, праздники и т. д. Диалогической речью дети овладевают примерно к 5 годам. На 6-м году е уже недостаточно и реб нок сам старается рассказывать сказки, пересказывать просмотренные фильмы, т. е. пользуется

монологической речью.

Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание произведения. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами, в ней преобладают слова-

заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы реб нок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета,

самостоятельно рассказывать по серии картинок, придумывать сказки на заданную тему, выразительно читать стихи. Поэтому детям необходима помощь близких людей для полноценного речевого развития.

Несколько советов для родителей :

1. Используйте каждую свободную минуту для разговора с реб нком.

2. Помните, что основные собеседники для реб нка в семье -мама, папа, бабушка, дедушка.

3. Читайте художественную литературу ежедневно.

4. Приобретайте репродукции художественных картин, тематические альбомы, книги с картинками, рассматривайте их с детьми.

5. Посещайте с реб нком театрализованные представления.

6. Предложите реб нку соревнование "Чья сказка лучше? ", "Чей рассказ интереснее? " с участием всех членов семьи.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыкиКонсультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыки Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека.

Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,.

Консультация для родителей «Роль книги в жизни ребёнка»Консультация для родителей «Роль книги в жизни ребёнка» Культура обращения с книгой закладывается в семье. Всем родителям хочется, чтобы их дети были любознательными, и стремились к знаниям.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация для родителей "Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка" Театр кукол – наиболее распространённая форма организации.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Роль взрослого в обогащении словаря ребёнка»
Опубликовано: 25 июня 2024 в 17:38
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Роль взрослого в обогащении словаря ребёнка»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Курносова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. Яблочный Спас, папка-передвижка

19 августа празднуется Яблочный Спас. Это народное название православного праздника в честь Спасителя Христа — Преображения Господня. В августе три праздника в честь Спасителя, которые так и называются —...

12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД