Анджелика Тулинова
Роль ученической производственной бригады в социализации личности школьников и определении своего будущего
▼ Скачать + Заказать документы
В ходе приобщения обучающихся к работе в УПБ у учащихся развивается привычка и любовь к труду, они приобретают определенные трудовые навыки и умения. Школьники получают практическое представление о некоторых профессиях (садовод, цветовод, овощевод, полевод, селекционер, ландшафтный архитектор, механизатор и др.) огромное воспитательное значение имеет для ребят труд в коллективе, общее для всех дело.
Публикация «Роль ученической производственной бригады в социализации личности школьников и определении своего будущего» размещена в разделах
Характер отношений людей к сельскому труду, к своему здоровью во многом определяется глубиной практических умений, навыков и знаний по основам сельскохозяйственного производства. Основы которых должны быть заложены в школе. Одной из ведущих задач такого образования стало формирование трудовых навыков по возделыванию, уходу и сбору сельскохозяйственных культур, воспитания трудолюбия. Для их решения требуется организация не только теоретических знаний, но и практической деятельности, в ходе которой дети должны овладеть навыками правильного поведения в природе, выращивания и ведения наблюдения за сельскохозяйственными культурами, научиться оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения, вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты агро- и биоценозов. Воспитанию трудолюбивого хозяина своей земли служат база учебно-производственной бригады «Колос» и ее структурные подразделения: учебно-опытный участок, цех учебных мастерских и швейных цех, звенья овощеводов, садоводов и др. работа на базе ученической производственной бригады в различных ее отделах располагает большими воспитательными возможностями.
Ученическая производственная бригада в МОУ «Шелаевская средняя общеобразовательная школа» создана в марте 1956 года, с целью формирования трудовых навыков у учащихся при выращивании сельскохозяйственных культур, ведения опытно-исследовательской деятельности, воспитания трудолюбия. С 1989 года ученическая производственная бригада получила от колхоза – миллионера «Красный путиловец» 26 га земли в постоянное пользование. С этого момента школьная ученическая производственная бригада стала самостоятельным хозрасчетным структурным подразделением школы.
Основной упор в обучении учащихся основывается на практическом и теоретическом опыте мастеров производственного обучения и передаче его обучающимся. Основные задачи ученической производственной бригады состоят в формировании трудовых навыков, умении обрабатывать землю, выращивании сельскохозяйственных культур, обеспечении продуктами питания нужд школьной столовой, заготовка посевного и посадочного материала, сборе гербариев и коллекций насекомых. Нужно отметить, что за период обучения в школе каждый учащийся проходит 2 этапа приобщения к сельскохозяйственному труду: работа на школьном учебно-опытном участке во II-V классах и работа на поле ученической производственной бригады в VI-XI классах. Второклассники знакомятся с участком и его отделами, проводят наблюдения за сезонными изменениями в природе и труде людей, устанавливают связи между причиной и следствием наблюдаемых явлений. Ученики выращивают на подоконниках огурцы, томаты, ставят в воду веточки различных деревьев и кустарников. В результате узнают, что необходимо растениям для нормального роста. На участке они знакомятся с методикой проведения полевого опыта. В пятых и шестых классах ученики сами вскапывают и готовят почву на своих участках. Они получают первое представление о минеральных удобрениях, зарисовывают план опытного участка.
Трудовая деятельность, с одной стороны, становится компонентом системы профильного обучения сельских школьников, с другой стороны, важным фактором не только обеспечения потребностей сельского хозяйства сферой образования, но и социальной защиты личности выпускника сельской школы. Возрастает значение допрофессиональной и профессиональной сельскохозяйственной подготовки экономически, экологически, биологически грамотных владельцев личных подсобных хозяйств, способных эффективно работать на земле. Кроме того, труд на учебно-опытном участке имеет творческий характер, находится в тесной связи с изучением природы и позволяет детям познать многие вопросы гораздо шире и глубже. Учащиеся средних и старших классов постоянно работают на участках бригады, фиксируют явления природы в форме календаря или полевого дневника. Членами ученической производственной бригады являются обучающиеся 8-11 классов. В случае необходимости для сельскохозяйственных работ привлекаются учащиеся 7 классов.
В летнее время УПБ как форма дополнительного образования сочетает накопление умений и навыков в овладении техникой (ребята принимают участие в быстром ремонте техники во время уборки, учащиеся занимаются накоплением материалов по темам опытнической деятельности, обобщают полученные знания, проводят видовые и сортовые прополки свеклы, готовят семена к посеву (очистка, сортировка, тепловая обработка, обрабатывают почвы (вспашка, боронование, культивация, прикатывание, вносят удобрения (основное, предпосевное, корневые, внекорневые подкормки, производят посадку (посев рядовой, гнездовой, квадратногнездовой, узкорядный, широкорядный, посадка клубней, ухаживают за растениями (полив, подкормка, прополка)
В период, свободный от сельскохозяйственных работ, Совет бригады, состоящий из учеников- активистов, проводит экономическую учебу с членами ученической бригады, разрабатывает тематику и методику опытов, организует общественно полезный труд, распределяет ученические средства со спецсчета на премирование лучших членов бригады, на организацию вечеров, туристских поездок. Трудовая и учебная деятельность планируется в течение всего года, однако она носит сезонный характер: с весны по осень выращиваются сельхозпродукты, в зимний период производится обучение учащихся, входящих в звенья овощеводов, полеводов, садоводов, механизаторов, ремонтников. С этой целью работают кружки различных направлений, которые обеспечивают подготовку рачительного хозяина, организована в течение учебного года работа практикумов по изучению флоры и фауны школьной экологической тропы «Родник».
У членов производственной бригады всегда большая заинтересованность в результатах трудах, так как за свой труд они получают заработную плату, чем качественнее и лучше поработают, тем выше их доход.
Все желающие старшеклассники: юноши и девушки проходят на сельскохозяйственной технике практику и вождение, что дает им возможность отработать навыки вождения на тракторе и возможность получить дополнительную специальность и удостоверение тракториста категории «С».
Эксперимент занимает значительное место и представляет большие возможности для его проведения на поле ученической производственной бригады. Ученические опыты и исследования проводятся на базе цветочно- декоративного отдела, учебно-опытного поля, отдела комнатного цветоводства. Результаты опытов оформляются в виде отчетов. Затем эти работы обсуждаются на занятиях кружков.
Работа на поле ученической производственной бригады в различных ее отделах располагает большими воспитательными и обучающими возможностями. В школьниках воспитывается любовь ко всему живому, к природе. Они учатся понимать и ценить прекрасное через следующие формы деятельности:
• Опытническая работа, знакомство с методикой постановки полевого опыта;
• Выращивание и реализация зерновых, технических, овощных, плодовых, цветочно-декоративных и редких культур;
• Лабораторно-практические занятия на кружках и в летний период на поле УПБ и УОУ;
• Заготовка материалов, необходимых для работы на уроках ознакомления с окружающим миром, биологии, технологии в течение года;
• Подготовка и защита опытнических и исследовательских работ;
• Организация и проведение школьных выставок : «Осень золотая», «Овощной дизайн», «Зимний букет», «Флористика»;
• Организация и проведение экскурсий по изучению природы родного края;
• Пропаганда лучших достижений по опытнической работе через средства массовой информации.
У учащихся развивается привычка и любовь к труду, они приобретают определенные трудовые навыки и умения. Школьники получают практическое представление о некоторых профессиях (садовод, цветовод, овощевод, полевод, селекционер, ландшафтный архитектор, механизатор и др.) огромное воспитательное значение имеет для ребят труд в коллективе, общее для всех дело.
В процессе работы очевидной для детей становится связь биологической науки с практикой, конкретизируются многие понятия. Намечаются и укрепляются межпредметные связи. Наконец, не следует забывать и о пользе физического труда на свежем воздухе. Таким образом, видно, что при правильной организации дела значение работы может быть велико и многогранно.
Значительное место в работе ученической производственной бригады занимает эксперимент, постановка опытов. Ученические опыты и исследования проводятся на базе плодового сада, дендрария, цветников, отделов УПБ. Результаты опытов оформляются в виде отчетов. Затем эти работы обсуждаются на уроках.
Более сложные и ответственные работы выполняют учащиеся 9,10 классов в урочное и внеурочное время. Им предлагаются следующие темы опытов:
1."Влияние инсектицида «Престиж» на рост и развитие картофеля»"
2. Сортоиспытание овощных и цветочных культур.
3. Выращивание редких и диковинных растений.
4. Влияние внекорневой подкормки на корнеплоды.
Опыты учащиеся закладывают в урочное время, а продолжают в период летней практики. Результаты и выводы представляются на итоговых школьных конференциях в виде докладов.
Долговременная деятельность учащихся в системе работы обеспечивается исследовательскими работами. Вот некоторые темы исследовательских работ:
1."Изучение кислотности почвы на отделах участка и создание карты кислотности";
2."Определение содержания нитратов в продуктах питания";
3." Влияние паслена черного на устойчивость к паразитам (колорадскому жуку) и урожайность картофеля "
Исследования учащихся часто не заканчиваются в один сезон и продолжаются в течение нескольких лет. И, конечно же, обогащают запас знаний о рациональном землепользовании.
У учащихся развивается привычка и любовь к труду, они приобретают определенные трудовые навыки и умения. Школьники получают практическое представление о некоторых профессиях (садовод, цветовод, овощевод, полевод, селекционер, ландшафтный архитектор, механизатор и др.) огромное воспитательное значение имеет для ребят труд в коллективе, общее для всех дело.
Вся работа в бригаде направлена на то, чтобы помочь детям правильно выбрать профессию, которая бы приносила не только материальный достаток, но и удовлетворение, давала возможность реализовать свой творческий потенциал. Деятельность ученической бригады направлена на то, чтобы трудовое воспитание сельских школьников стало одним из главных направлений в процессе образования и воспитания, а работа на земле – не только необходимой, но и такой же престижной, как и городские профессии.
Коллектив школы считает, что мы находимся на правильном пути, ибо он дает возможность сельской школе не только выживать в наше трудное время, но и решать многие проблемы, жить полнокровной жизнью и с уверенностью, оптимизмом заниматься интересным и любимым делом. Наша главная задача на перспективу – сохранить роль и значение бригады в школе и устойчивый интерес ребят к сельскохозяйственной производственной деятельности, а также полностью обеспечить сельскохозяйственной продукцией столовую школы, сельскую больницу и всех подшефных.
Село никогда не умрет. Оно будет трансформироваться, изменяться, но исторические корни обязательно сохранятся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рекомендации по организации и взаимодействию аграрных вузов России с профильными классами общеобразовательных школ. – Ульяновск, 2009. – 143 с.
2. Сельская школа должна воспитывать сельского труженика : материалы парламентских слушаний в Государственной Думе // Сельская школа. – 2007. – № 6. – С. 14-16.
3. Ученическая производственная бригада – школа, вуз наука / КГСХИ. – Кемерово : АНО ИПЦ «Перспектива», 2003. – С. 6-7.
4. Борискина Т. М. Детское трудовое движение в Кузбассе / Т. М. Борискина, Л. Г. Пинчук, О. А. Свиридова // Народное образование. – 2008. – №3. – С. 77-83.