Нина Бутвина
Роль наставника в современном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтобы помочь другому человеку,
не обязательно быть сильным и богатым, -
достаточно быть добрым»
(Монах Симеон Афонский)
Еще в мою молодость в 70-80 годы наставничество приветствовалось, и это было здорово! Когда приходил на работу, то у каждого молодого специалиста был свой наставник.
Наставник был не просто человек - это человек с «большой» буквы. Он всегда подскажет, даст напутствие и проведет тебя по всем «уголкам» твоей профессии.
Темочки:
Наставничество – один из способов передачи знаний, умений, навыков молодому человеку от более опытных и знающих жизнь людей.
С древних времен существовало эта форма обучения старшими младших прикладным знаниям, культуре поведения, формирования у них жизненных ценностей и позитивных установок. Это взаимодействие осуществляется в неформальном общении и не связано с официальными отношениями. При этом оно позволяет достичь максимально эффективных результатов воздействия на развивающуюся личность, помогает молодым людям определиться в жизни и реализовать свой потенциал.
В последнее время в нашей стране ощущается нехватка педагогов.
Многие педагоги, которые закончили ВУЗ не работают по своей прямой специальности. А почему?
Да все просто! Молодым специалистам трудно пройти адаптацию, которая сопровождается эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Поэтому, чтобы помочь молодежи решили опять внедрить систему наставничества, которая поможет адаптироваться молодому специалисту в коллективе.
В этой системе молодой специалист получит поддержку опытного педагога-наставника, который окажет теоритическую и главное практическую помощь на рабочем месте и повысит его профессиональную компетентность.
И главной задачей наставника всегда является помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие способности.
Работая в детском саду, я часто вижу как трудно молодежи без поддержки, особенно, когда они ведут музыкальный праздник (развлечение) или показывают открытое занятие для большой аудитории, они чувствуют себя неуверенно и как то зажатый все внутри…
Это означает, что они еще не опытны и им нужен старший товарищ, который их поддержит и направит в нужное русло.
Я всегда стараюсь поделиться своим многолетним опытом с молодыми педагогами.
Приглашаю к себе в группу на занятия, показываю, рассказываю, как и чем заинтересовать детей, как поддерживать дисциплину в группе, завоевать авторитет у детей.
Год назад к нам пришла Мария - молодой специалист и никак у нее не получалось проводить музыкальные праздники. Я поняла, что она нуждается в поддержке, и поделилась своим опытом: помогла ей адаптироваться, подняла самооценку, помогла ей поверить в себя.
Сейчас Мария влилась в наш коллектив, стала гораздо эмоциональнее и активнее, принимает участие во всех музыкальных мероприятий.
На этом примере я еще раз убедилась, что кто же если не наставник передаст свой жизненный опыт молодежи, даст им веру в себя.
Главная задача наставника – развить личностные качества молодого педагога, коммуникативные и управленческие умения, реализовать себя в профессии.
Отсюда делаем вывод, что наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, пользоваться авторитетом в коллективе.
Наставник личным примером способствует раскрытию профессионального потенциала специалиста, привлекает молодежь к участию в общественной жизни коллектива; содействует развитию общекультурного и профессионального кругозора, творческих способностей и воспитывает в нем потребность к самообразованию и повышению квалификации, к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
Молодой специалист должен чувствовать поддержку опытного педагога-наставника и быть с ним на одной волне.
В современном обществе роль наставника, передающего не только собственный опыт, но и традиции, культуру профессии, в подготовке молодых специалистов, очень значима.
Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами позволит достичь высокого уровня профессиональной компетентности.
Наставник, в современном мире снова востребован, его роль в подготовке специалистов профессионалов очень важна.
В условиях роста информационного потока нашей стране нужны грамотные и профессиональные кадры.
Педагог - наставник – творческий, разносторонне развитый, высоконравственный человек с активной жизненной позицией, неравнодушный к своей работе, к судьбам своих подопечных, молодых педагогов. Он постоянно находится в поиске, следит за новинками в образовании, принимает участие в конкурсах педагогического мастерства, так как они, бесспорно, способствуют профессиональному и личностному росту. Это человек, способный анализировать свою работу, делиться опытом и перенимать опыт коллег, педагог, который стремится, а главное, умеет выслушать оценку своей работы более компетентными людьми. Педагог-наставник не останавливается на достигнутом, всегда стремится к большему.
Я с великой радостью готова передать свой многолетний опыт молодому поколению!