Мария Комарова-Кравцова
Роль игры в познавательном развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Игра — это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Вступительная беседа
Сегодня говоря об игре, как форме развития, хочется видеть ее мощный воспитательно-образовательный потенциал, «подружиться» с ней, сделать так, чтобы огромные возможности игры, в полной мере были использованы во благо ребенка.
Актуальность
Публикация «Роль игры в познавательном развитии дошкольника» размещена в разделах
Существует ложное представлением о том, что игра, являясь ведущим видом деятельности дошкольника, присуща ему от природы и не требует специальной работы по ее развитию со стороны воспитателя, а, следовательно, и серьезного изучения теоретических и педагогических ее основ.
Дети познают мир через игру. Они проигрывают сложные жизненные ситуации, выстраивая свой маленький опыт жизни. Важность игры состоит в том, что является самым близким и доступным видом деятельности в дошкольном возрасте, что способствует естественному ходу личностному и интеллектуальному развитию детей.
Блок познавательной информации
Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогаем ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Достаточно быстро познавательная направленность переходит в познавательную активность.
Инициатива – это показатель познавательной активности – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется она в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. В познавательной деятельности развиваются и формируются познавательные интересы и любознательность. Любознательность и познавательные интересы представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру.
Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью.
Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения.
Игра - ведущая деятельность
Игра - ведущая деятельность, именно в ней коренным образом изменяется мышление ребёнка, предвидение событий и результатов поступков, а любопытство и любознательность превращаются в мощную познавательную потребность, которая ищет своего удовлетворения.
Игра инструмент активизации познавательных способностей, воспитания устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности. Современные педагоги и психологи считают, что игра является не только и не столько способом получения новых знаний, сколько механизмом перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень обобщения опыта ребенка (С. Л. Новоселова). В этом контексте игра становится «генератором» процесса психолого-педагогической коррекции трудностей в познавательной деятельности детей. При условии правильной методической инструментовки она является тем средством воз-действия, которое пробуждает у детей усилие мысли, легко и свободно стимулирует их к познанию.
Игра, как доказывают многие исследования, это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений, окружающую действительность. Ощущения с присущим им эмоциональным тоном вызывают у детей гамму эмоций, становятся теми побудителями, которые приводят в действие механизмы эмоциональной сферы. Обладая особыми эмоциональными свойствами, игра усиливает эмоции, вызываемые сенсорными стимулами, индивидуализирует их, обогащает оттенками, поэтому полезны и интересны игры, в которых заложено обогащение сенсорного опыта детей.
Полноценное развитие интеллекта невозможно, если есть недостатки в эмоциональном развитии. Отсутствие или бедность эмоциональной сферы ведут к пассивности мыслительных процессов. Интеллектуальные эмоции (удивление, сомнение, уверенность, восторг по поводу разгаданной головоломки, возникающие в содержательной игре, в свою очередь, обогащают познавательную деятельность детей и влияют на ее развитие. В пробуждении познавательной потребности значимое место занимают, порой незаметно для ребенка, интеллектуальные чувства. Они на различных этапах мыслительной деятельности участвуют в «эмоциональном наведении» ребенка на точные действия и в направлении его мысли в зону поиска верных решений.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр.
Важное достоинство игровой деятельность – внутренний характер её мотивации. Дети играют потому, что им нравиться сам игровой процесс. Развивающие и учебно-дидактические игры делают учение интересным занятием для ребенка, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям и умениям. Более всего для воспитанников важны такие игры, в которых совершенствуется воображение, память, мышление и речь, развиваются разнообразные способности, в том числе математические, лингвистические.
Опыт работы показывает: если ребёнку интересно, если ему поставлена конкретная задача, он осознает, что нужно ему сделать и как, он всегда активен, проявляет большое желание исполнить задание и стремиться продолжить работу в этом направлении, поскольку хочет показать, что он способен познавать, понимать и действовать. Именно в такой ситуации возникает познавательная инициатива как форма проявления уже творческой познавательной активности в области действования.
Роль воспитателя в игре
Игровая позиция воспитателя — сложное образование, включающее: «рефлексию», способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленять в ней игровые возможности; «инфантилизацию», способность устанавливать доверительные отношения с воспитанниками; «эмпатию», способность чувствовать игровое состояние других людей; «креативность», способность находить нестандартные оригинальные пути оптимизации.
Воспитатель занимает игровую позицию, включающую в себя позиции наблюдателя-консультанта, координатора-режиссера и соигрока. Игровая позиция воспитателя требует определенного внутреннего состояния — благожелательного отношения к ребенку, открытости, «игрового самочувствия», способности быстро переходить из реального плана в игровой.
Заключительное слово
Завершая свое выступление, хочется сделать вывод: игра, являясь в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности, играет большую роль в познавательном развитии ребёнка. В игре рождаются мотивы новой деятельности – учения (А. Н. Леонтьев, которое будет целенаправленно способствовать интеллектуальному развитию.
Надеюсь, что мое сообщение было познавательно. Уважаемым педагогам желаю выработать свой стиль работы и выбрать эффективные формы совместной деятельности. Спасибо за внимание!