МААМ-картинки

Роль игры в познавательном развитии дошкольника

Мария Комарова-Кравцова
Роль игры в познавательном развитии дошкольника
▼ Скачать +Заказ

Игра — это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Вступительная беседа

Сегодня говоря об игре, как форме развития, хочется видеть ее мощный воспитательно-образовательный потенциал, «подружиться» с ней, сделать так, чтобы огромные возможности игры, в полной мере были использованы во благо ребенка.

Актуальность

Публикация «Роль игры в познавательном развитии дошкольника» размещена в разделах

Существует ложное представлением о том, что игра, являясь ведущим видом деятельности дошкольника, присуща ему от природы и не требует специальной работы по ее развитию со стороны воспитателя, а, следовательно, и серьезного изучения теоретических и педагогических ее основ.

Дети познают мир через игру. Они проигрывают сложные жизненные ситуации, выстраивая свой маленький опыт жизни. Важность игры состоит в том, что является самым близким и доступным видом деятельности в дошкольном возрасте, что способствует естественному ходу личностному и интеллектуальному развитию детей.

Блок познавательной информации

Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогаем ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Достаточно быстро познавательная направленность переходит в познавательную активность.

Инициатива – это показатель познавательной активности – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется она в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. В познавательной деятельности развиваются и формируются познавательные интересы и любознательность. Любознательность и познавательные интересы представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру.

Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью.

Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения.

Игра - ведущая деятельность

Игра - ведущая деятельность, именно в ней коренным образом изменяется мышление ребёнка, предвидение событий и результатов поступков, а любопытство и любознательность превращаются в мощную познавательную потребность, которая ищет своего удовлетворения.

Игра инструмент активизации познавательных способностей, воспитания устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности. Современные педагоги и психологи считают, что игра является не только и не столько способом получения новых знаний, сколько механизмом перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень обобщения опыта ребенка (С. Л. Новоселова). В этом контексте игра становится «генератором» процесса психолого-педагогической коррекции трудностей в познавательной деятельности детей. При условии правильной методической инструментовки она является тем средством воз-действия, которое пробуждает у детей усилие мысли, легко и свободно стимулирует их к познанию.

Игра, как доказывают многие исследования, это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений, окружающую действительность. Ощущения с присущим им эмоциональным тоном вызывают у детей гамму эмоций, становятся теми побудителями, которые приводят в действие механизмы эмоциональной сферы. Обладая особыми эмоциональными свойствами, игра усиливает эмоции, вызываемые сенсорными стимулами, индивидуализирует их, обогащает оттенками, поэтому полезны и интересны игры, в которых заложено обогащение сенсорного опыта детей.

Полноценное развитие интеллекта невозможно, если есть недостатки в эмоциональном развитии. Отсутствие или бедность эмоциональной сферы ведут к пассивности мыслительных процессов. Интеллектуальные эмоции (удивление, сомнение, уверенность, восторг по поводу разгаданной головоломки, возникающие в содержательной игре, в свою очередь, обогащают познавательную деятельность детей и влияют на ее развитие. В пробуждении познавательной потребности значимое место занимают, порой незаметно для ребенка, интеллектуальные чувства. Они на различных этапах мыслительной деятельности участвуют в «эмоциональном наведении» ребенка на точные действия и в направлении его мысли в зону поиска верных решений.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр.

Важное достоинство игровой деятельность – внутренний характер её мотивации. Дети играют потому, что им нравиться сам игровой процесс. Развивающие и учебно-дидактические игры делают учение интересным занятием для ребенка, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям и умениям. Более всего для воспитанников важны такие игры, в которых совершенствуется воображение, память, мышление и речь, развиваются разнообразные способности, в том числе математические, лингвистические.

Опыт работы показывает: если ребёнку интересно, если ему поставлена конкретная задача, он осознает, что нужно ему сделать и как, он всегда активен, проявляет большое желание исполнить задание и стремиться продолжить работу в этом направлении, поскольку хочет показать, что он способен познавать, понимать и действовать. Именно в такой ситуации возникает познавательная инициатива как форма проявления уже творческой познавательной активности в области действования.

Роль воспитателя в игре

Игровая позиция воспитателя — сложное образование, включающее: «рефлексию», способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленять в ней игровые возможности; «инфантилизацию», способность устанавливать доверительные отношения с воспитанниками; «эмпатию», способность чувствовать игровое состояние других людей; «креативность», способность находить нестандартные оригинальные пути оптимизации.

Воспитатель занимает игровую позицию, включающую в себя позиции наблюдателя-консультанта, координатора-режиссера и соигрока. Игровая позиция воспитателя требует определенного внутреннего состояния — благожелательного отношения к ребенку, открытости, «игрового самочувствия», способности быстро переходить из реального плана в игровой.

Заключительное слово

Завершая свое выступление, хочется сделать вывод: игра, являясь в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности, играет большую роль в познавательном развитии ребёнка. В игре рождаются мотивы новой деятельности – учения (А. Н. Леонтьев, которое будет целенаправленно способствовать интеллектуальному развитию.

Надеюсь, что мое сообщение было познавательно. Уважаемым педагогам желаю выработать свой стиль работы и выбрать эффективные формы совместной деятельности. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль книги в развитии дошкольника« Для ребенка чтение книги велико. Книга является источником знаний. Она поможет ребенку познавать новый, еще неизведанный мир. Перед взрослыми.

Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка»Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка» Я б в строители пошел,пусть меня научат! Особое место среди игр дошкольников занимают строительные игры. Ведь строительная игра — прежде.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Консультация с фотозарисовками о значении игры в футбол в физическом развитии дошкольникаКонсультация с фотозарисовками о значении игры в футбол в физическом развитии дошкольника Футбол — вид спорта, который способствуют всестороннему физическому развитию. Во время тренировок постоянно меняется комплекс упражнений,.

Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника»Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника» Работая с детьми в детском саду мы, педагоги-воспитатели, берем на себя очень важную и ответственную роль сборщиков того «багажа» знаний,.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрастеРоль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрасте Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Творческие способности заложены.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль игры в познавательном развитии дошкольника
Опубликовано: 5 июня 2023 в 13:00
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль игры в познавательном развитии дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Мария Комарова-Кравцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД