Наталья Доценко
Роль формирования лексического словаря в познавательном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль формирования лексического словаря в познавательном развитии дошкольников
МКДОУ ДЕТСКИЙ САД№4 «СВЕТЛЯЧОК» г. МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ
2021-2022 уч. г.
«Роль формирования лексического словаря
в познавательном развитии дошкольников»
Сообщение на тему «Организация работы по формированию лексического словаря вне занятий».
Подготовила: Доценко Наталья Юрьевна, воспитатель подготовительной общеразвивающей группы.
Публикация «Роль формирования лексического словаря в познавательном развитии дошкольников» размещена в разделах
Мышление и речь ребенка развиваются одновременно. Е. И. Тихеева писала: : Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значимых по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».
Думаю, не нужно никому объяснять, как важен для человека дар слова. К. С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание мира внутри себя.» Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно – в дошкольном возрасте. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром слова. Необходимо позаботиться о том, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему школьную жизнь. И вовсе не обязательно устраивать для этого некую «школу» дома или в детском саду. Нужно просто почаще играть с ребенком в игры, развивающие речь, мышление, фантазию, обогащающие пассивный и активный словарь ребенка.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольников, основное занятие детей, их «работа». В игре часто и сложное становится доступным. Я. Корчак рассказывал: «Один неспособный мальчик придумал себе такую игру: «Когда я решаю задачу, цифры – это солдаты, а я – полководец. Ответ – крепость, которую я должен взять. Если мне пришлось туго, я вновь собираю разбитую армию, составляю новый план битвы и веду атаку. Стихи, которые я должен выучить – это аэропланы. Каждое выученное слово – сто метров вверх. Если я выучу стихотворение без ошибок, я беру высоту в три километра».
Никогда не нужно отвечать отказом на просьбу ребенка поиграть, можно и предложить игру самим, помочь в игре познать окружающий мир, накопить знания, освоить нормы родного языка, развивать умение общаться.
Словесные игры, игры – путешествия, занимательный материал: загадки, потешки, чистоговорки и т. п. – помощники в работе по формированию лексического словаря дошкольников вне занятий. Дети открывают для себя удивительный мир слов, задумываются над их значением. Необходимо постоянно поддерживать интерес ребенка к слову, играть в слова, рифмовать их, сочинять свои слова – перевертыши, «добавлялки» и т. п. Обогащение лексического словаря способствует познавательному развитию ребенка, ребенок легче освоит в школе чтение и письмо. И кроме того, игра с ребенком доставляет радость и удовольствие не только ребенку, но и взрослым, оживит интерес к владению бесценным даром слова.
В работе по формированию лексического словаря вне занятий можно использовать разнообразные словесные игры в зависимости от поставленных целей и задач:
1. Знакомим детей с многозначными словами, учим объяснять значение слов, понимать и объяснять смысл поговорок, развиваем логическое мышление («Ключ», «Язык», «Меткое слово», «Отгадай и назови», «Подскажи словечко», «Подбери слово»)
2. Учим подбирать и употреблять в речи слова с обобщающими понятиями, использовать в речи сравнительные слова и обороты «Кто знает, пусть продолжит», «Наоборот», «Сравни и опиши», «Найди ошибку»)
3. Учим понимать слова с пространственными значениями, считать, рассуждать, учим выделять общий признак в словах, развиваем умение обобщать («Кто, где и какой?», «Третий лишний», «Кто кому кто?», «Разговор красок»)
4. Учим детей вести диалог, развиваем выразительность речи, обогащаем лексический словарь, знакомим с понятием «однокоренные слова» («Веселый магазин», «Магазин игрушек», «Как растут слова», «Словесный сад», «Кто больше?»)
В работе по формированию лексического словаря вне занятий и развитию речи вообще особенно актуальной является систематическая работа, направленная на формирование у ребенка умения вслушиваться в речь окружающих. Необходимо отмечать удачно употребленный оборот речи, использование сравнений, противопоставлений, правильное построение предложений. Это развивает чувство языка, без которого невозможно целенаправленное и эффективное обогащение речи ребенка.
Используемая литература:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Москва, мозаика – синтез, 2004
2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. Москва, «Просвещение» 1987
3. Мариничева О. В., Елкина Н. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, Академия развития, 2001
4. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. Ярославль: ТОО «Гринго», 1995