Елена
Роль духовно-нравственное воспитание в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Изучайте прошлое,
если хотите предугадать настоящее»
Конфуций
Эти слова древнекитайского философа Конфуция как нельзя лучше отражают суть воспитательного процесса : если хочешь воспитать у подрастающего поколения чувство любви к Родине, культуре, к своему народу начинай с изучения своей истории.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Сегодня материальные ценности превозносятся над духовными, поэтому у детей становятся неправильными представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, патриотизме.
В наш век технологий, к сожалению книги уходят на второй план, а их место занимают экран телевизора и компьютера или планшет, с которыми в жизнь ребенка постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, которые не всегда отличаются душевностью и добротой.
Так кто же даст детям уроки нравственности? Кто научит их быть добрыми, чуткими, честными? Значит, нам педагогам, необходимо воспитывать и прививать эти чувства у детей, а так же привлекать к этому родителей.
Исходя из вышеизложенного, сегодня одной из главных задач дошкольного образования является не только знания, но и формирование духвно- нравственной личности, патриотизма, любви к своей Родине и культуре.
Важнейшим направлением является духовно- нравственное воспитание, оказывающие влияние на все другие направления. Что будет заложено в душу ребенка, проявится позднее, станет его жизнью. Важная роль в духовно – нравственном воспитании отводится детскому саду, так как дошкольный возраст – период активного познания мира, человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина. Стоит заметить, что самой первой ступенью в воспитании ребенка является семья. Родители – первые воспитатели и учителя ребенка и их роль в формировании растущего человека огромна. Поэтому нужно осуществлять тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Создать условия, в которых родители будут активно принимать участие в образовательной деятельности.
Дошкольный возраст – возраст формирования основ личности. Для того чтобы сформировать социальные чувства, надо научить ребенка быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным в любом своем маленьком деле, видеть красоту вокруг себя. Базой патриотического воспитания является нравственное, умственное, эстетическое, трудовое воспитание.
В процессе разносторонней деятельности как раз и зарождается основа гражданско-патриотических и духовно-нравственных чувств.
Духовно-нравственное воспитание включает целый комплекс задач:
- это воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
- формирование бережного отношения к природе и всему живому, уважение к труду ;
- развитие интереса к народным традициям и промыслам; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
Исходя из всего, вышеизложенного возникает вопрос, так как же воспитывать у детей духовно и нравственно, какие формы работы для этого использовать?
Обращаясь к истокам русской народной культуры можно выделить несколько направлений: это устное народное творчество, театрализованная деятельность, художественное и прикладное искусство.
Художественное творчество и прикладное искусство.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Знакомство детей с различными видами декоративно-прикладного искусства, с содержанием народных праздников, обрядов и традиций, связанных с праздниками; Например такой праздник как масленица где дети изучают быт, традиции, культуру русского народа. Это воспитывает у детей доброе отношение к окружающим, потребность делать людям приятное. А так же праздник матери целью, которого является воспитание чувства любви и уважения к своим мамам. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения.
Устное народное творчество
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, и т. д.) Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Например: пословица при солнце тепло, при матери — добро.
Это значит, что сердце матери лучше солнца греет.
А так же игра «Опиши героя сказки».
Участники должны зять картинку с изображением героя сказки. Нужно рассказать о герое сказки, используя его нравственные и личностные качества. Остальные участники должны догадаться о ком идёт речь.
Театрализованная деятельность.
Говоря о театральной деятельности можно сказать следующее- активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра.
Подводя итог, отметим, что традиции и обычаи – это тот неиссякаемый источник научного и обыденного знания, открытый и доступный каждому, кто стремится понять себя и других, духовный и социальный мир, в котором мы живем.
И миссия педагога - помочь детям открыть этот живой родник духовности и нравственности, осознать и воспитать их настоящими гражданами России.
Знакомство детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью с самого раннего детства способствует духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. И в будущем они обязательно сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в нашей стране.
Если ребенок родился и рос,
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял,
С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережет,
Только радость и счастье с собой принесет.