Александра Бул
Роль дидактической игры в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его
самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры
развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и
привычки, усваивается общественный опыт.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально
создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они
направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в
них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой
Публикация «Роль дидактической игры в условиях реализации ФГОС » размещена в разделах
деятельности. Дидактические игры занимают важное место в реализации
ФГОС ДО. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания,
которыми он оперирует. А решая умственную задачу в игре, ребёнок учится
запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по
общим признакам.
Основные функции дидактической игры.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное
педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей
дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой
деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра как игровой метод обучения.
С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные
знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр
детей служат сформулированные представления о построении игрового
сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы
затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в
самостоятельные, творческие игры.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала:
учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель
одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а
дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об
окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно
дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок,
предложений, вопросов.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры
как на занятиях, так и вне их.
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего
воспитания личности ребёнка.
Умственное воспитание.
Содержание дидактических игр формирует у
детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе,
предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине,
армии, профессии, трудовой деятельности.
С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно
мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в
соответствии с поставленной задачей.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы
ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей
среды.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется
словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная
речь, умение правильно выражать свои мысли.
Нравственное воспитание.
У дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Трудовое воспитание.
Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых,желание самим трудиться.
Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для
дидактических игр.
Эстетическое воспитание.
Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными.
Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.
Физическое воспитание.
Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая маторика рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, к обучению в школе.
Основные виды игр.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с
предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и
словесные игры.
Игры с предметами.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с
ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.
Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами
предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх
решают задачи на сравнение, классификацию, установления
последовательности в решении задач.
В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного
запоминания количества и расположения предметов, нахождения
соответствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать
целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из
разнообразных форм.
Настольно-печатные игры.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они
разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и
развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре –
нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки,
одинаковые по цвету, фасону и др.
Словесные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких
играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах,
углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать
приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети
самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают
предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию;
находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным
свойствам, признакам
Структура дидактической игры.
Обязательными структурными элементами дидактической игры являются :
обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.
Дидактическая задача.
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень
подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать
уже имеющимися знаниями и представлениями. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.
С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни