Татьяна Бортновская
Рисование детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование - язык внутреннего мира маленького ребёнка. Дети любят рисовать, потому что рисование доступно - поводил кисточкой по листу бумаги, уже рисунок; можно выразить свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; Очень познавательно - помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания.
Линия, пятно, цвет, объем - средства передачи мысли маленького художника. Маленький человек, воспринимая и осваивая мир, окружающий его, отражает в рисунке пережитые чувства. Он как бы заново создает для себя ситуацию, развивая и обобщая ее в рисунке. Малыш еще не умеет изображать пространство, мелкие детали при рисовании человека, поэтому часто сопровождает свой рисунок рассказом, поясняющим сюжет.
Публикация «Рисование детей дошкольного возраста» размещена в разделах
К тому же рисунок можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться. Рисование увлекательно, интересно, приносит радость от ощущения гармонии мира, в котором мы родились.
Рисовать дети начинают рано. Они умеют и хотят фантазировать, но если в 2-3 года ребенок может раскрепоститься в рисунке, главное - поводить по бумаге карандашом или кистью и сделать это быстро, не имея никакого замысла, то, подрастая, он может заявить: «Я не умею рисовать!» это ситуация, с которой сталкивается каждый воспитатель, в ней отражается неуверенность, излишняя осторожность, страх ребенка перед оценками посторонних людей.
Приобретая эти качества с детства, мы не просто сможем от них освободиться и во взрослой жизни. Почему же так происходит? Причины могут быть разные, в том числе и неверный подход педагога к изобразительной деятельности, которой заключается в следующем:
• Ребенку навязываются определенные штампы и стереотипы (трава - только зеленая, дом - только такой формы).
• Отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (повторение образца).
• Исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии.
И еще одна причина - боязнь педагогов предоставить ребенку множество материалов для рисования.
Чаще всего детям предлагают карандаши, кисти и краски. Еще известный художник В. А. Фаворский отмечал: «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают карандаши, краску и бумагу, это, несомненно, ошибка: необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пусть он рисует на бумаге, на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, делает для себя костюмы из газет». Обращаясь в свое детство, вспоминаем, какое значение каждый ребенок придает своим драгоценностям - камушкам, гвоздикам, цветным стеклышкам и. т. д. Первым попавшим камушком, гвоздикам пробует порисовать на чем-либо.
Какие необычные материалы можно включить в детское творчество? Их очень много. Можно порисовать и пухом тополя, зубной щеткой, полой трубкой, гоняя по листу веселую капельку; тампончиком, получая пушистых зверьков; пальцем, ладошкой, даже лучиком солнца! Считается, что именно близко и понятно ребенку, что может помочь ему раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, побороть свою нерешительность. И любой новый материал и каждый приобретенный навык - предмет гордости ребенка.
Даже тонирование листа для последующего на нем рисования, может превращается в увлекательную игру. Предложив смять бумагу, и сделав из нее жесткий тампон, дети, обмакивают его в краску, одного или разных цветов, и заполняют весь лист. Очень увлекает их тонирование листа целлофаном. Дети наносили на него краску, а затем раскрашенный целлофан накладывали на лист, разглаживали ладошкой и снимали - фон готов и какой необычный!
Мальчикам очень интересно рисование картин на морские темы. Чтобы быстро нарисовать красивые волны, можно предложить детям «волшебную бутылочку». На ровную пластиковую бутылку клеем ПВА приклеивают по косой линии нитки, дети наносят на нитки краску и катают бутылочку по листу бумаги. Изумительные волны готовы - можно рисовать корабли!
Очень часто после ремонта остаются кусочки разных пенопластовых плиток. Что, если нанести на плитку краску и пропечатать ими весь лист? Дети попробовали - очень понравилось, ведь рисунок плитки разнообразен, в итоге получается интересный фон. Можно протонировать листы цветным мелком, угольком, кусочком поролона.
Каждый из нетрадиционных материалов, которые могут быть предложены дошкольникам, имеют свою специфику, изобразительные возможности. Неправильно думать, что достаточно научить ребенка рисовать, каким то определённым материалом, а другими он научится сам. Это не так. При применении различных материалов педагог должен сначала тщательно продумать и предполагаемую технику работы, и ожидаемый результат, чтобы дети поняли различие между ними и могли в дальнейшем использовать их для создания выразительных, творческих рисунков. В наших группах были оформлены «Стена творчества», где размещены: доски для рисования мелом, линолеум, столики, бумага для рисования разного формата и фактуры. Знакомство с каждым новым материалом и обучение технике рисования на нем, проводится индивидуально или с подгруппой детей.
Самое увлекательное в процессе рисования - волшебство. Очень интересен в этом плане прием кляксографии.
На глазах детей капаем на листы бумаги тушью или гуашью кляксы, предложить им подуть в трубочку для коктейля, «погонять» капельку по листочку, поворачивая его. Дети наблюдали, как сливаются цвета.
Клякса прыгает и скачет
По листочку, словно мячик,
Вправо-влево наклонилась,
Снова в лужу превратилась.
Помоги ей стать мышонком,
Неуклюжим медвежонком Или бабушкой-старушкой,
Или девочкой- резвушкой.
Раз, два, три, ну-ка, клякса, оживи!
Поворачивая и рассматривая то, что получилось, дети проявляли свою фантазию, дорисовывали только мелкие детали. Получились интересные работы - драконы трехголовые, салют, чудовище, орлы и др.
Этот прием мы опробовали с детьми, используя и оргстекло. Детям предлагали наложить на стекло разные краски, а затем приложить лист бумаги, разгладить ладошкой рисунок почти готов, только дорисовывай детали. Получились пейзажи, красивые букеты цветов и др. Заинтересовал детей и прием печатания. Для выполнения работы использовали «печатки» из катушек от ниток, пробок, колпачков от фломастеров. Каждый рисунок, в зависимости от того, чем ребенок печатал, получался разный. Дети рисовали деревья, снеговиков, дома и. т. д. Приготовив из отработанных фломастеров специальные «тычки», вставив в них кусочки поролона, познакомили детей с приемом «пуантизма» в дальнейшем к 8 Марта можно нарисовать портреты для мам, закрашивая рисунок тычками.
Для работы детям можно предложить разные материалы: и нитки, и ватные палочки, и мел, и восковые мелки, и поролон, и гуашь с разными добавками (соль, манна
крупа). Дети сами выбирают то что им больше нравится. Дети любят не только волшебство, но и сказки.
Используя приемы «изображение + сказочное слово», мы усиливаем воздействие на образное мышление и чувственное восприятие. Сказки можно использовать как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Их можно рисовать мелом на асфальте, палочкой на песке или снегу, или просто карандашом на бумаге.
Верблюд. Н Леонова.
Нарисую три овала (для картины очень мало)
Их волной соединю,
Волны гребнем причешу.
Подрисую ноги, хвост.
Кто же это? Вот вопрос!
Уши, глазки, ноздри тут.
Да ведь это же. верблюд!
Верный пёс.
Мой маленький друг, Давай начертим круг. А теперь из круга Вырежем четыре
По-лу-кру-га. Подрисуем лапы, хвост, Морду, уши, чёрный нос.
Это занял важный пост возле будки верный пёс.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, преодолеть свой страх, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего- то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
«Светлее - темнее»
Цель: познакомить детей с тональной градацией.
Материалы: Бумага, тушь, мягкие кисти №6,8.
Сказочная ситуация:
Однажды дождливым вечером по небу проплывала Тучка. Она была тяжелой от дождя и поэтому не могла легко лететь, это ее огорчало. Прошла ночь, и на горизонте показался первый Луч солнышка. Луч был еле заметным, так как небо было затянуто тучами. Но все же Лучу удалось дотронуться своей мягкой ладошкой до грустной Тучки. От этого ей стало смешно, и Тучка рассмеялась, да так весело, что из глаз у нее брызнули дождинки. Дождинок было много, и сначала пошел очень грустный дождик. Тучка продолжала смеяться, дождик все лил и лил, капли его становились все светлее, Тучка тоже становилась белее и легче и скоро превратилась в красивое Облачко.
Ход занятия:
• Сопровождайте рассказ рисованием-показом : положите на пластиковую палитру пятно черной туши или акварели.
• Потом, когда рассказываете про дождь, кистью, наполненной чистой водой, коснитесь пятна туши и сделайте дорожку - след дождя. Тушь начнет растворяться в воде, становясь прозрачнее.
• Сделайте несколько таких дорожек и рассмотрите с детьми, как тушь светлеет от разбавления водой.
• Можно показать детям «фокус» : в прозрачный стакан, наполненный водой, капнуть тушь — капля красиво растворится в воде, почти не изменив ее прозрачности. Продолжая капать тушь в воду, можно будет увидеть, как тушь окрашивает ее и вода становится все более мутной и непрозрачной.
• Назовите оттенки серых цветов.
• Объясните детям, что цвет воды изменился от количества капель туши.
• Затем займитесь рисованием : хорошо смочите лист бумаги водой и, не дожидаясь, пока он просохнет, кистью, наполненной тушью, нарисуйте тучки.
• Тушь растечется по бумаге, смешается с водой, и нарисованные тучки получатся светло-серыми. Обратите внимание на то, чтобы дети рисовали по всей поверхности листа. По мере высыхания бумаги тушь будет все меньше растворяться водой, и тучки, нарисованные по сухой бумаге, будут самыми черными.
• Поясните детям, что нельзя закрашивать тучки снова, а следует рисовать другие рядом с теми, которые уже есть на бумаге. В результате получится картина затянутого тучами неба.
• Анализ рисунков по выбору педагога.