вера заворина
Региональный компонент к основное образовательной программе ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
(В. А. Сухомлинский)
Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы :
Публикация «Региональный компонент к основное образовательной программе ДОО» размещена в разделах
- Основная образовательная программа ДОУ
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Региональная программа разработана в соответствии с ФГОС, составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода: младший (3-4 года, средний (4-5 лет, старший (5-6 лет) и подготовительный (6-7 лет) дошкольный возраст. Занятия проводятся два раза в месяц. В Программе распределены задачи психолого-педагогической работы по пяти образовательным областям :
- познавательно развитие,
- речевое развитие,
- художественно – эстетическое развитие,
- социально – коммуникативное развитие,
- физическое развитие.
Разработана организация совместной деятельности педагога и родителей по воспитанию у детей любви к родному краю. Составлено комплексно-тематическое планирование на год. Знакомство с родным краем проходит при активном взаимодействии детей с окружающим миром, эмоционально - практическим путем т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, праздники и развлечения, разные виды деятельности дошкольника. Отбор краеведческого содержания проходит в соответствии с целями развития ребенка, его возрастными особенностями и интересами, обогащение развивающей среды, материалом о родном крае, дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества. Согласование тематики занятий по ознакомлению с селом, с тематикой других занятий, с играми детей, создание условий для самостоятельной и совместной с взрослым работы с краеведческим материалом, обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
Основной целью является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
Содержание:
Образовательные
области Задачи Формы работы
Познавательное развитие - Представления о родном крае как части России; об улицах, районах своего города; о достопримечательностях родного города: культурных учреждениях, памятниках зодчества, архитектуре, истории; о символике своего города (герб, гимн); о знаменитых людях своего края; о городах своего края;
- Представления о традициях и обычаях народов Кузбасса;
- Представления о продукции, выпускаемой на предприятиях родного города, в Кузбассе, трудовых действиях добыче и реализации;
- Представления об основных традициях и обычаях, регулирующих общение представителей разных народов Кузбасса. Представления о театрах города Кемерово- Кемеровский областной театр драмы имени А. В. Луначарского, Музыкальный театр Кузбасса имени А. Боброва, Кемеровский театр для детей и молодежи, Кемеровский областной театр кукол имени Аркадия Гайдара.
Проектная деятельность
Исследовательская деятельность
Конструирование Развивающая игра Наблюдение
Проблемная ситуация. Рассказ
Беседа
Экскурсии
Реализация проекта
Игры с правилами
Просмотр видеофильмов, презентаций
Речевое развитие - Формировать речевое общение у дошкольников посредством знакомства с легендами Кузбасса и произведениями детских писателей.
- Познакомить с языком и региональным литературным наследием: сказки и легенды о Кузбассе, поэзией, стихами, рассказами, потешками, пестушками:
Грибной дождь: стихи/ А. Береснев; худож. Т. П. Капустина. – Кемерово: Кн. изд-во,1991. –13 с. : ил.
Земляничная полянка: стихидля детей /А. Береснев; худож. Х. Аврутис. – Новосибирск:Зап. -Сиб. кн. изд-во,1976. – 13 с. : ил.
Как мы доили корову / А. Береснев; худож. Т. П. Капустина. – Кемерово: Кн. изд-во, 1988.–28 с. : ил.
Как нарисовать гром? : стихи/А. Береснев;худож. Х. Аврутис. – Новосибирск: Зап. -Сиб. кн. изд-во,1980. – 13 с. : ил.
Кузнечик-музыкант / А. Береснев; худож. Д. Заруба. – Кемерово: Кн. изд-во, 1971. – 16 с. : ил.
Неужели улетит? : стихи /А. Береснев; худож. Ю. М. Ефимов. – Новосибирск: Кн. изд-во, 1988.– 15 с. : ил.
Подснежник /А. Береснев; рис. С. Ким. – Новосибирск: Кн. изд-во, 1986. – 112 с. : ил.
Про скворца и про кота: стихи / А. Береснев; худож. Х. Аврутис. – Новосибирск: Зап. - Сиб. кн. Изд-во, 1980. – 13 с. : ил.
С кем бы поделиться? / А. Береснев. – Кемерово: Кн. Изд-во, 1980. – 32 с.
Берег бродячих камешков : рассказы о природе Заполярья, Приморья и Сибири / Ю. Н. Могутин ; художник Ольга Давыдова. - Москва : Детская литература, 1989. - 40 с. : цв. иллюстрации, В обл.
Про ребят и про зверят / Л. М. Яковлева. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 2008. - 64 с. : цв. иллюстрации, в обл.,
:А. Пархаев «Поклон земли»; В. И. Киселев «Сирень победной весны»; Т. А. Христенко «Мы кровные дети России», «Путь к покаянию»; Л. А. Остапчук «Богом данный дом»;
- Продолжать знакомить с фольклором родного края;
- Развивать умение узнавать героев легенд Кузбасса, произведений ставропольских писателей – М. А. Небогатова, Ю. Н. Могутина, А. Береснева и др. ;
- Воспитывать у детей интерес к истории создания легенд, сказок, фольклора родного края. Чтение
Беседа
Рассматривание
Разговор с детьми
Игра
Проектная деятельность • Обсуждение
Рассказ
Ситуативный разговор с детьми
Использование различных видов театра
Социально-коммуникативное
развитие – Знакомство с хозяйственно-бытовыми традициями русского народа, обустройство дома, детского сада;
– Знакомство с символами России, традициями и обычаями, рассказы о воинах-защитниках Отечества, героях России;
– Рассказы, беседы о земледелии, скотоводстве, промыслах (охота, рыболовство, знакомство с предметами обихода.
- Актуализировать имеющиеся представления об особенностях природы: природно-географических зонах: лесной, горной, степной. Дать сведения о названиях некоторых природных объектов (озер, гор, рек). Уточнить знания о растительном и животном мире региона. Индивидуальная игра
Совместная с воспитателем игра
Совместная со сверстниками игра Игра
Чтение
Беседа
Наблюдение
Экскурсия
Просмотр видеофильмов, презентаций
Художественно-эстетическое развитие - Знакомство с русскими узорами, орнаментами, цветосимволикой, вышивкой, керамикой, резьбой, знакомство с творчеством художников России;
– Знакомство с российскими праздниками, беседы о русских композиторах, слушание русской народной музыки, песен, колыбельных, русские музыкальные инструменты, танцы русского народа;
– Продолжать знакомить с архитектурным пространством Кузбасса: Кемеровский областной театр драмы имени А. В. Луначарского, Музыкальный театр Кузбасса имени А. Боброва, Кемеровский театр для детей и молодежи, Кемеровский областной театр кукол имени Аркадия Гайдара;
- Продолжать знакомить дошкольников с народными песнями России и родного края, старинными «Вот уж зимушка приходит», «Где был Иванушка?», «Испечем каравай», «Два веселых гуся», «Во кузнице», «Пошла млада за водой»;
- Продолжать знакомить дошкольников с песнями и танцами Кузбасских композиторов Т. Елагиной «Наш Кузбасс», Д. Палкина танец: «Живи в едином ритме Кузбасс», В. Пипекина «Грибная песенка», С. Толстокулакова «Рождество Твое», К. Туева слушание «Православного гимна Кузбасса»,
Е. Лугова слушание «Гимна Кузбасса». • Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности Рассматривание эстетически привлекательных предметов Игра
Организация выставок Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки
Музыкально- дидактическая игра
Интегративная деятельность
Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение Музыкальное упражнение Танец
Физическое развитие - Развивать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта спортсменов Кузбасса;
- Продолжать знакомить с традиционными для Ставрополья видами спорта, спортивными играми «Кто дальше бросит мяч», стрельба из лука, перетягивание палки, «Море волнуется», «Ключи», «Два мороза», «Гуси-лебеди»;
- Воспитывать интерес к народным играм России, мира, традиционным для Кузбасса, спортивным играм, видам спорта и современным подвижным играм. Игра, Беседа, Рассказ Рассматривание.
Спортивные и физкультурные досуги Спортивные состязания Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера.