Кристина Софьина
Консультация для родителей «Ребенок идет в школу»
«Ребенок идет в школу»
Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и педагоги детского сада. Взрослые держат своеобразный экзамен – именно сейчас в стенах школы проявятся плоды их воспитательных усилий. Отношение ребенка к учебе формируется задолго до того, как он переступит школьный порог. Важную роль играет информация о школе и способ ее подачи родителями и воспитателями детского сада.
Публикация «Консультация для родителей „Ребенок идет в школу“» размещена в разделах
Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы : «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же дошкольник, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду, может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет достаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут!», «Ты же двух слов связать не можешь. Как ты на уроках отвечать будешь?».
Подобные напутствия вряд ли воодушевляют детей. Стараясь быть объективными при оценке успехов, взрослые не скупятся на критические замечания и, в конце концов, добиваются того, что ребенок вообще не предпринимает никаких попыток преодолеть трудности, реагирует на неудачи слезами. Можно понять его боязнь и тревогу, связанные с предстоящим обучением в школе. Таким образом, ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не принесет пользы.
Важно, чтобы сообщаемая информация была не только понятна ребенку, но и почувствована им. Для этого используются сюжетно-ролевые игры, экскурсии в школу, беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учтелях, общение с младшими школьниками, чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, пословиц и поговорок, подчеркивающих значение книги, учения труда и т. д. Кроме того, воспитателям целесообразно проводить беседы с родителями будущих первоклассников: знакомить со школьными требованиями, а главное – со своим ребенком, его сильными и слабыми сторонами. Такая работа поможет изменить сложившиеся в некоторых семьях неверные представления о школьной жизни.
Какими знаниями, умениями и навыками должен обладать ребенок при поступлении в школу?
Главный приоритет в вопросе образования ребенка на этапе подготовки к школе, как и всего периода дошкольного детства, - общее развитие. Именно оно обеспечивает успех обучения в школе. Это означает, что педагоги дошкольных образовательных учреждений и родители, дети которых идут в школу, должны заботиться, прежде всего, о том, чтобы у них были сформированы общие способности и качества личности, необходимые ребенку для осуществления принципиально новой для него деятельности – учебной.
Важно, чтобы будущий ученик умел общаться с окружающими людьми, был доброжелательным с детьми, взрослыми, в том числе педагогами, и т. п. Он также должен уметь управлять своим телом, хорошо двигаться и ориентироваться в пространстве. У ребенка должна быть развита мелкая моторика рук, а так же скоординированы движения руки и глаза.
Необходимо отметить, что недопустимы проверки умения читать и писать при приеме ребенка в первый класс, которые ориентируют родителей и воспитателей детских садов на совершенно неверный путь подготовки ребенка к школе. Научить этим навыкам – задача начальной школы.
Портрет будущего первоклассника предполагает наличие определенных качеств:
- стремление к общению со сверстниками;
- желание учиться;
- хорошее здоровье;
- эмоциональный настрой;
- грамотная речь, связное изложение своих мыслей;
- стремление к сотрудничеству со взрослыми;
- развитая произвольность поведения;
- любознательность и стремление к открытиям;
- хорошо сформированная координация движений и графических навыков.