Елена Афанасьева
Реализация здоровьесбережения на основе деятельностного подхода
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация здоровьесбережения на основе деятельностного подхода.
Что бы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный подход к организации образовательной деятельности занимает ведущее место в работе с дошкольниками.
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Публикация «Реализация здоровьесбережения на основе деятельностного подхода» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Деятельность неразрывно связана с историей развития каждого человека и человечества вообще.
Рождаясь ребенок познает мир именно через действия и деятельность, вначале манипулятивную, на уровне рефлексов, когда ребенок захватывает предмет и тянет его в рот, ведь именно питание является его основной деятельностью в период новорожденности, затем появляется первая исследовательская деятельность, когда ребенок начинает обращать внимание на цвет – его манит все красивое и яркое, затем его познавательную корзину добавляется реакция на звук, ребенок может достаточно долго изучать, как погремушка может издавать звуки и так далее. Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность ребенка поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.
В детский сад ребёнок приходит, овладев уже достаточным набором действий, но, тем не менее, постулат о том, что «Не отложится в разуме то, чего не побывало в руках» остается актуальным. Но образовательная и познавательная деятельность не сводится лишь к действиям.
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НЕОБХОДИМО:
Создавать условия для двигательной деятельности, эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья ребенка и квалифицированной медицинской помощи по укреплению здоровья детей;
Использовать гибкую, развивающую, не угнетающую ребенка систему, основу которой составляют эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через театральные игры, упражнения актерского тренинга и игры, развивающие творческие способности дошкольников.
Создавать условия для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
Активно использовать развивающие, познавательные игры, дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком и к самопознанию личности.
Совершенствовать формы взаимодействия с семьей по экологическому воспитанию. Деятельность ребёнка развивается от возраста к возрасту, меняются её содержание и форма. Обучение строится в игровой деятельности, что полностью соответствует его интересам и способствует сохранению специфики детства.
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
(укрепление организма каждого ребёнка; формирование основных движений, двигательных качеств детей; ознакомление с элементами спортивных игр; развитие сознательного отношения к собственному здоровью)
Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъекности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается совсем не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный самостоятельно выбирать и оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые естественны и адекватны его природе, удовлетворяют личные потребности в саморазвитии, самореализации.
Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации воспитательно- образовательного процесса в ДОУ.
Подход как категория шире понятия «стратегия обучения» — он включает ее в себя, определяя методы, формы, приемы обучения. Основы личностно - деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.
1. Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
2. Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий.
3. Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели
Наиболее глубокий исследователь проблем психической деятельности в их единстве с проблемами педагогики В. В. Давыдов заметил: «Не все проявления жизненной активности могут быть отнесены к деятельности. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности».
Виды деятельности (согласно ФГТ) :
1. Игровая (ведущая)
2. Коммуникативная
3. Трудовая
4. Познавательно - исследовательская
5. Продуктивная
6. Музыкально - художественная
7. Чтение
В чем же заключается деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками?
Деятельностный подход - это :
Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.
Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Ставит следующие задачи перед педагогом:
1. Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
2. Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
3. Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Психологическое изучение деятельности в качестве предмета было начато Л. С. Выготским. Основы деятельностного подхода в психологии заложил А. Н. Леонтьев в книге «Деятельность. Сознание. Личность».
Деятельностный подход в воспитании в совокупности компонентов исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью. Это единство проявляется в том, что деятельность в ее многообразных форма непосредственно и опосредованно осуществляет изменения в структурах личности; личность же, в свою очередь, одновременно непосредственно и опосредованно осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющие потребностям личностного развития.
Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.
Ситуация воспитывающей деятельности должна содержать в себе:
1. социальные факторы, инициирующие возникновение разнообразных духовных потребностей и формирования мотивов общественно полезной и лично значимой созидательной деятельности, требующей непрерывного рефлексии;
2. возможность и необходимость осуществления различных видов подобной деятельности, требующих творчества, непрерывного поиска новых задач, средств, действий, волевых актов субъектов деятельности, общения, активной жизненной позиции, принципиальности, познавательности в отстаивании своих взглядов, готовности не только следовать к намеченной цели, но и конструировать новые, более интересные и продуктивные цели и смыслы уже в процессе деятельности.
Деятельность должна быть лично значимой и общественно полезной.
Воспитанник - не объект воспитательно - образовательного процесса, не просто исполнитель, он – субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
Предлагаемая структура занятия на основании деятельностного подхода соответствует компонентам, входящим в структуру самой деятельности :
Создание проблемной ситуации - Целевая установка - Мотивирование к деятельности (надо -хочу-могу)- Проектирование решений проблемной ситуации- Выполнение действий (заданий)- Анализ результатов деятельности- Подведение итогов
Итак, золотые правила деятельностного подхода :
1. Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
2. Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
3. Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
4. Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
5. Учи анализировать каждый этап работы;
6. Критикуя, стимулируй активность ребенка.
Литература:
1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. (Приложение). М., 1986.
2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
3. Словарь - справочник воспитателя. / Авт. -сост. С. С. Степанов. - М. :ТЦ Сфера, 2008.
4. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного воспитания (Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655)
5. Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). - М., 1960.