Екатерина Чапурина
Консультация «Развиваем речь, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развиваем речь, играя!»
Речевое развитие играет большую роль в формировании личности, развивает лидерские качества в обществе, различные взгляды и убеждения.
Каждый ребёнок –это личность, поэтому к детям мы относимся доброжелательно и уважительно.
Публикация «Консультация „Развиваем речь, играя“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Важной ролью в речевом развитии дошкольника играет развивающая предметно пространственная среда, которая способствует развитию речи через различные виды игры: речевые, дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые и т. д.
Для этого было сделаны разные практические материалы для развития речи, а именно: пособие и альбомы для проведения артикуляционных упражнений, картотека пальчиковых игр на развитие речи, тематические альбомы, материал для речевого дыхания, а именно (плавающие рыбки, снежинки, капельки,игры на формирования грамматического строя речи, такие как: «Кто где спрятался?», «Найди Мишутку», «Угадай чего не стало?» и т. д. ; мнемокарточки, дидактические игрушки для описания, рекламные буклеты, игрушки, автомобили и пр., всё это для развития связной речи, а также чтение художественной литературы.
Ну и конечно же самая главная деятельность в детском саду, это игра! Игра доступна и понятна для детей, в игре ребенок развивается, познает окружающий мир, развивает контакт с детьми, учит договариваться друг с другом, согласовывает свои интересы и интересы партнеров по игре, через все это и происходит речевое развитие ребенка.
В процессе работы был накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: различные пособия для проведения артикуляционной гимнастики и упражнений, разнообразные тематические альбомы, различные комплексы пальчиковых игр, игр для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя, пособия для развития связной речи, фонематического слуха, сюжетно ролевой игры.
Все это помогает детям: упражнения и игры совершенствуют речевые навыки и повышают умственную и эмоциональную активность, способствуют развитию психических процессов.
Мы с детьми и родителями учим скороговорки и стихи, стараемся как много больше читать сказок, а потом отвечаем на вопросы, связанные с их содержанием. Главную роль играет речь воспитателя с детьми и его умение разговаривать. Речь педагога должна быть четкой, неторопливой и выразительной.
В младшем возрасте педагог подводит детей к пониманию вопроса и ответа на него. Бывает такое, что ребёнок почему то молчит, начинается пауза, нужно помочь ответить на вопрос, повторить его ещё раз с детьми, а через какое то время опять задать этот же вопрос малышу. Ведь только правильно поставленный вопрос помогает ребенку размышлять и приходить к нужным выводам. Дети запоминают многие фразы из художественной литературы, выражения, обороты речи, дети обогащают свою речь и она становится интересной и выразительной. После ответов на вопросы детям предлагается «показать» сказку в игре-драматизации.
В вечернее время наблюдается, что после прочтения сказок и наводящих вопросов в сюжетно-ролевых играх отражаются сюжеты и персонажи, заинтересовавшиеся дети пропускают через себя знакомых героев. У детей начинает пропадать «зажатость» и они преодолевают свои страхи. Так как в игре мы познаем образы и пропускаем их через свой внутренний мир.
Знакомясь с разными иллюстрациями к художественным произведениям, обращаем внимание детей на характер изображения и персонажей, описываем их внешние данные (у мышки длинный хвостик, лягушка маленькая, а медведь большой). Делая анализ содержания дети вспоминают и повторяют известные слова сказки (кто-кто в теремочке живет)
В работе с детьми мы стараемся использовать различные дидактические игры, ведь именно они могут включать в себя решение большинства задач речевого развития. Дидактические игры берут на себя изменения и образование слов, тренируют и закрепляют словарь, развивают объяснительную речь составление высказываний.
Игры с детьми можно использовать в любое время, в утренние часы приема, на занятиях, в вечернее время, и в свободной деятельности. Дидактическая игра хорошо стимулирует умственную и коммуникативную деятельность детей. Укрепляет знания и умения, применить их в практике, придает самостоятельности в деятельности. Такие игры как «Угадай по описанию», «Подскажи словечко», «Что выросло на грядке», «Какое время года», «Чудесный мешочек» и т. д. развивает умение детей рассуждать и беседовать.
Дидактическая игра приучает к самостоятельности в работе, а также закрепляет навыки и знания дошкольников. Например, такие дидактические игры, как: «Угадай по описанию», «Угадай, чей голос, повтори…», «Что выросло на грядке», «Какое время года», «Чудесный мешочек» и т. д. Учимся рассуждать, беседовать.
Очень хороши для развития речи словесные игры :
Они развивают мышление ребёнка.
Например: «Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Зима-лето» и т. д.
Дети рассуждают, делают свои выводы, комментируют, учатся замечать логические ошибки Дети учатся высказывать свои рассуждения, делать выводы, замечать логические ошибки. Эти игры развивают чувства юмора, повышают настроения и вызывают весёлый смех.
Не малую роль в развитии речи детей играют пальчиковые игры. Проводим их во время занятий, и в свободное детей время, по подгруппам, индивидуально или все вместе. «Мы капустку рубим, рубим», «Маша варежку надела», «Рыбка плавает в водице» и многие другие.
Театр – так же является одним их эффективных приемов развития речи детей. Детки любят перевоплощаться из слушателей в героев с разными характерами, движениями, речевыми интонациями.
В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые сюжеты сказок, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно - образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. В своей группе с детьми инсценировали сказки: «Репка», «Курочка ряба». «Теремок».
В заключение скажу о том, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и воспитателей к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.
МБДОУ № 21 детский сад «Теремок» г. Павлово
Воспитатель группы: Чапурина Екатерина Дмитриевна.