Елена Жувак
Развиваем речь детей с помощью скороговорок
▼ Скачать + Заказать документы
«Развиваем речь детей с помощью скороговорок».
Что такое скороговорка?
"Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: "на дворе трава, на траве дрова"
(Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой, М. : Русский язык 1981-1988).
Публикация «Развиваем речь детей с помощью скороговорок» размещена в разделах
Несколько иначе это понятие объясняется в Толковом словаре В. И. Даля: "Скороговорка – частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья.
Чем полезны скороговорки?
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания.
Так же это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника.
Как проговаривать скороговорки с ребенком? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.
Как работать со скороговорками?
Начинайте с простых скороговорок. Например:
- У ежа ежата, у ужа ужата.
- Течёт речка, печёт печка.
- Все бобры для своих бобрят добры.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Шашки на столе, шишки на сосне.
1. Сначала нужно просто выучить скороговорку. Для этого произнесите (прочитайте) её в медленном темпе, чтобы ребенок запомнил. При этом можно использовать чистоговорки с теми звуками которые автоматизированы в речи ребёнка в словах или на уровне предложения.
2. Потом поработайте над артикуляцией, четко произнося каждый слог, постепенно увеличивая темп.
3. Чтобы ребенку было интересно попросите прошептать, пропеть, произнести его с разной интонацией, в разных “стилях”.
4. Можно проговаривать скороговорку, прохлопывая ритм ладошками.
5. Попробуйте предложить такие условия: ребенок должен проговорить одну скороговорку три раза подряд, ни разу не сбившись.
Вариантов использования скороговорок также много, как их самих.