Ирина Салащинко
Социально-значимый проект для детей с ТНР «Развиваем речь детей посредством чтения»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида №4 "Светлячок"
г. Медногорска"
«Развиваем речь детей посредством чтения»
Социально-значимый проект с библиотекой
в разновозрастной группе компенсирующей направленности
для детей с ТНР
Актуальность проекта :
Публикация «Социально-значимый проект для детей с ТНР „Развиваем речь детей посредством чтения“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2024
В нашей стране заметно снижен интерес к чтению у дошкольников; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Техника (аудио-, видео-, компьютерная, дающая готовые образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.
Художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к. расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
Цель проекта :
Способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между детским садом и библиотекой.
Задачи проекта :
Образовательные
-Приобщать детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
- Повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса.
- Сформировать у детей интерес к библиотеке
Развивающие
- Способствовать развитию памяти, речи, внимания
- Развитие литературной речи
Воспитательные
- Воспитывать бережное отношение дошкольников к книге, как результату труда многих людей
Тип проекта : образовательный и социально-просветительский.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность: долговременный, учебный год 2022–2023
Участники проекта :
педагоги ДОУ, воспитанники, родители воспитанников, библиотекарь.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
2. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
3. Повысится интерес родителей к жизни детей в ДОУ.
Формы осуществления преемственности:
- экскурсии в библиотеку;
- знакомство и взаимодействие с библиотекой;
- посещение мини-музея библиотеки;
- выставки рисунков и поделок;
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Цель:
- определение целей и форм взаимодействия с детской библиотекой
- анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;
- установление контактов с организацией
- направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия
Практический этап
Цель: реализация сотрудничества с библиотекой
Задачи:
- составление договоров о творческом сотрудничестве между детским садом и детской библиотекой.
- составление плана совместных мероприятий на учебный год
План мероприятий в рамках совместного проекта
на 2022-2023 учебный год
№ Месяц Мероприятия Ответственный
1 Сентябрь «Первосентябрьский калейдоскоп»
(экскурсии в библиотеку, знакомство с библиотекой, с профессией библиотекаря) Возная И. К. библиотекарь
Жукова О. Ф.
воспитатель
2 Октябрь Всероссийская акция
«Читаем Аксакова всей Россией» Возная И. К.
Жукова О. Ф.
3 Ноябрь Знакомство с творчеством
Е. И. Чарушина Возная И. К. библиотекарь
Жукова О. Ф.
4 Декабрь «Сказка ложь, да в ней намек.»
«Что за прелесть эти сказки»
выставка рисунков Возная И. К. библиотекарь
Жукова О. Ф.
воспитатель
5 Январь «Путешествие в мир Пришвина» Возная И. К. библиотекарь
Жукова О. Ф.
воспитатель
6 Февраль Масленичные чтения
«Не все коту Масленица» Возная И. К. библиотекарь
Жукова О. Ф.
воспитатель
7 Март Знакомство с творчеством
С. Михалкова Возная И. К.
Жукова О. Ф.
8 Апрель Возная И. К. Жукова О. Ф.
9 Май «Читаем детям о войне» Возная И. К. Жукова О. Ф.
Мониторинг выполнения проекта
Фотоотчет о совместно проведенных мероприятиях выкладывается на официальных сайтах библиотеки и детского сада «Светлячок», где предлагается родителям воспитанников детского сада оставлять комментарии и ставить оценки мероприятиям.
Информационное обеспечение:
1. мультимедийные презентации (по итогам мероприятий);
2. информация в СМИ;
3. фотоколлажи.