Светлана Васильева
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ с помощью нетрадиционных способов рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Только в дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вначале дошкольники с помощью взрослого приобретают простейшие умения и навыки рисования нетрадиционными приемами. А со временем педагог, делая эту работу целенаправленной, знакомит детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включает в работу самые необычные средства изображения: зубную щетку, листья деревьев, парафиновую свечку, поролон и т. п. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «нельзя», а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ с помощью нетрадиционных способов рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, дарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче, в чем очень нуждаются дети с ОВЗ.
В своей работе с детьми я использовала различные нетрадиционные художественные техники, с помощью которых дети, не имея отличных навыков художественного творчества, могли создавать выразительные образы.
Используемая литература:
Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Часть1,2; М. 2010г.
Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками»; М. 2009г.
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»; М. 2007г.
Метод «Рисование от цветового пятна»
Принципы:
- отказ от изображения предметов в пользу импровизации
- использование нетрадиционных материалов (палочки, трубочки и т. п.)
- нет выбора цвета
- учить ребенка не бояться – все получится, развивать чувство уверенности в себе
- рисовать только на больших листах формата А-4
- знакомить дошкольников с изоискусством, на итоговых занятиях по временам года рассматриваются картины художников
- можно рассматривать беспредметные композиции
Методика «Рисование от цветового пятна» Материалы: бумага не менее формата А-4, желательно шершавая, негладкая, краски, желательно хорошо разведенную водой гуашь, кисти (для фона - широкие, стаканчики с водой. Кисть промакивается в краске одного цвете и хаотично водится по всему листу, сверху другой цвет и так несколько цветов, необходимых для создания цветовой гаммы.
«Зимняя» гамма: коричневая краска, затем зеленая и все «замораживаем» синим цветом. Деревья зимой стоят голые – коричневые цветовые пятна, сверху «замораживаем» синей краской; елки стоят зеленые – зеленые пятна, сверху синей краской; зимой бывает Новый год – красные пятна, сверху-синие; белой краской покрываем сверху - «припорошить снежком». Далее можно рисовать по- сырому, мелкие детали прорисовывать, когда высохнет краска.
«Весенняя» гамма: все на свете начинается с солнышка – желтые пятна, «солнечный лучик попрыгал по всему листу»; лучик расшалился, его надо успокоить – серая краска – «сонная», затем снова желтые пятна- «лучику любопытно»; коричневый цвет – появляются первые проталинки, но земля еще не проснулась – покрыть серой краской; начинает появляться зеленая травка, листочки-зеленая краска и ее тоже покрыть серой краской. С детьми рассмотреть, у кого какая весна получилась: ранняя, поздняя, в зависимости, какой краски больше.
«Осенняя» гамма: какая погода бывает осенью, такие и краски. Коричневые, красные, синие пятна и все «согревать» желтым цветом. Какая погода бывает в определенном сезоне – такие и цвета.
«Летняя» гамма (пастельная) – много желтого цвета, каждый цвет осветлять белой краской – много света, много листвы, зелени. Зеленый цвет осветлять белой краской. Летом много цветов-красная краска и тоже осветляется белой краской. После работы рассмотреть с детьми, какое получилось лето.
"Осенняя и летняя гаммы" + тычок жесткой кистью
"Зимняя гамма" + рисование по сырому
"Весенняя гамма"
Мозаика из цветного поролона. Дети промакивали поролон в гуашевых красках, сушили, разрезали на маленькие кусочки, затем приклеивали на бумагу
Использование "стружки" от заточки карандашей + набрызг
Рисование зубной щеткой под музыку "Шум моря"
"Планета Земля из космоса" (тонирование бумаги, пластилинография, набрызг, объемная аппликация
Оттиск поролоном + набрызг
Рисование на тему "Космос" с использованием нескольких приемов: тонирование фона,восковые мелки+акварель, набрызг.