Елена Алексеевна Русина
Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы. Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированное зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.
Публикация «Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В формировании связной речи – т. е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной – особенно отчетливо выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития детей. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие слова, уметь строить простые и сложные предложения и связать их разнообразными способами связи.
В старшем дошкольном возрасте развитию связной речи придаётся особая роль. При пересказе художественных произведений дети учатся связно, последовательно и выразительно выстраивать текст, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.
При составлении рассказа по картине формируются умения самостоятельно составлять описание или повествование, указывая место и время действия, придумывая события предшествующие и изображенным и последующим за ним. В рассказывании по серии картинок формируются умения развивать сюжетную линию.
Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи, таким её элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи и правильности использования в зависимости от ситуации.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. В старшей группе предусматривается чтение авторских произведений большого размера, чтобы помочь запомнить сюжет произведения, лучше усвоить текст использую следующие приемы: игровые действия детей, предметная наглядность, объяснение непонятных слов еще до чтения произведения, привлечение внимания к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимичными конструкциями, сравнение двух произведений сходных по теме или противопоставляет поведении двух героев, постановка поисковых вопросов.
Занимательные игры со словом побуждают детей думать, рассуждать, искать, творить, у детей появляется интерес к познавательной деятельности.
Цель: Научить ребенка слушать, составлять рассказ, пересказывать небольшие произведения это важный этап в развитии дошкольника, поэтому данная проблема была выбрана в качестве темы по самообразованию.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Развивать монологическую и диалогическую форму речи.
2. Учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать тексты, составлять рассказы, сказки.
3. Формировать элементарные представления о структуре текста (начало, середина, конец);
4. Развивать умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, озаглавливать рассказ;
5. Учить использовать для высказываний разных типов соответствующих моделей (схем, отражающих последовательность изложения текста.
Для того чтобы работа велась последовательно и в системе мной была изучена литература по данному вопросу, больше уделяла внимания особенностям развития связной речи детей дошкольного возраста. После этого мной был составлен перспективный план работы.
План работы:
Срок Тема Содержание работы Практический выход
Сентябрь Работа над пересказами с использованием опорных схем.
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;
Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;
Активизация и обогащение словарного запаса детей. Подготовка дидактического материала.
Консультация для родителей на тему:
«Развитие речи в подготовительной к школе группе»
Октябрь Как научить ребенка сочинять сказки. Раскрытие творческих способностей и самостоятельности детей. Консультация для родителей
Ноябрь «Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ» Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Посещение родителями деятельности воспитателя и детей по работе над составлением рассказов по картинам.
Декабрь Работа с загадками Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста
Подготовка дидактического материала.
Январь. Работа по составлению рассказов по картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Тематическое занятие.
Дидактические игры.
Февраль. Составление загадок. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.
Тематическое занятие «В мире загадок»
Март. Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики на занятиях и свободной деятельности Подготовка дидактического материала.
Познакомить родителей с играми, влияющими на развитие мелкой моторики и речи детей.
Апрель. Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей.
Конкурс чтецов.
Май. Итоговое открытое мероприятие Выразительно читать стихотворения перед слушателями, петь, участвовать в различных конкурсах. Утренник: «Скоро в школу»