Наталья Кашенцева
Развитие певческого голоса и музыкального слуха в процессе элементарного музицирования на народных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.
Затруднения, возникающие у детей дошкольного возраста при восприятии серьезной музыки, во многом объясняются отсутствием у них первоначального музыкального опыта, несформированностью эмоционально-слуховых представлений и мотивации к познанию.
Публикация «Развитие певческого голоса и музыкального слуха в процессе элементарного музицирования на народных инструментах» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Эту проблему можно решить, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществляется с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах – трещотках, погремушках, жужжалках, бубенцах и пр.
У детей развиваются первичная рефлекторная реакция, координация движений, чувство ритма, а в дальнейшем – интерес к музыкальной деятельности. Игру на инструментах можно рассматривать как творческий акт, как процесс, способствующий одновременно усвоению навыков игры и формированию певческого голоса, музыкального слуха через творческие проявления детей.
Наша задача заключалась в том, чтобы найти из предлагаемых Д. А Рытовым те упражнения, которые наиболее целенаправленно и систематично развивали бы певческий голос и музыкальный слух, и выстроить их в эффективный методический комплекс.
На первой ступени обучения дети от 4-х до 5 лет (средняя группа) в игровой форме знакомятся с миром музыкальных инструментов, учатся распознавать простейшие звуковысотные, ритмические, темповые, тембровые соотношения. В процессе музыкальной деятельности у детей формируются музыкально-слуховые представления. Народные инструменты помогают создавать на занятиях положительный настрой, активизируют восприятие, расширяют представления о мире предметов, их свойствах и назначении. На этой ступени музыкально-воспитательного цикла ребенок учится:
-взаимодействовать с другими детьми во время занятий, в процессе подготовки и проведения праздников, в свободное время;
-проявлять инициативу, понимать значимость результатов своей деятельности и деятельности товарищей;
-работать над дикцией, исполняя песенки, потешки, считалки;
-осваивать ритмические рисунки, состоящие из четвертей и восьмых, с использованием ритмослогов («та» - четверть, «ти» - восьмая);
-проговаривать и пропевать рифмованные фразы, считалки, потешки, пестушки;
-определять сильные и слабые доли, показывать на народном инструменте (бубне, погремушке) сильную долю.
Ритмические рисунки осваиваются при помощи хлопков, ударов по коленям, по полу и т. п., а также простейших ударных инструментов – постукалок, ложек. Дети принимают участие в праздниках Осени, Рождество, Масленица.
На второй ступени обучения у детей от 5 до 6 лет (старшая группа) формируются умения воспринимать и сравнивать различные музыкальные явления, выделять и обобщать признаки народных музыкальных инструментов. В игровой форме дошкольники знакомятся с народной культурой – музыкой, танцем, игрой, праздником. Радость от общения с прекрасным способствует формированию устойчивого интереса к музыкальной деятельности. Во время игры на музыкальных инструментах у детей расширяется и активизируется речевой словарь, формируется желание самостоятельно заниматься музыкой, в частности играть в разученные на занятиях музыкальные игры.
На второй ступени обучения предусматривается взаимодействие с занятиями танцем, литературным и художественно-прикладным творчеством. Дети продолжают знакомиться с основными приемами игры на простейших ударных инструментах : постукалках, ложках, погремушках, шаркунках, бубне, бубенцах, коробочках, рубелях, курской трещотке, колокольчике. Учатся различать их по звучанию, создают ритмические сопровождения к музыкальным произведениям, в том числе песням, которые они исполняют. Учатся отображать в движении средства музыкальной выразительности, эмоциональный характер музыкального произведения.
На третьей ступени обучения у детей от 6 до 7 лет (подготовительная группа) возникает желание проявлять инициативу, само организовываться и заниматься творчеством. Совершенствуется опыт взаимодействия в коллективе, формируются умения наблюдать и сравнивать, выделять и обобщать разные музыкальные явления, различать звуки по тембру, высоте и длительности. На этой ступени обучения происходит знакомство с народными художественно-прикладными промыслами (каргопольская игрушка, жостовская роспись на металле, резьба по бересте и др.). Дошкольники принимают участие в подготовке праздников Осенины, Рождество, Масленица, знакомятся с искусством русских скоморохов. Дети изучают новые музыкальные инструменты : колотушку, копытца, рубель с бубенцами, трещотку с колокольчиками и круговую трещотку, бич (хлопушку, дрова, свистульки. Закрепляются умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, придумывать собственные танцевальные движения, сочетать танцевальные движения и пение, игру на инструментах.
Педагогический эксперимент.
Для того чтобы узнать, как влияет игра на народных инструментах на развитие певческого голоса и музыкального слуха, мыпровели на базе БДОУ педагогический эксперимент. Исследование осуществлялось в естественных условиях на музыкальных занятиях.
К участию в эксперименте были привлечены две группы детей 6-7 лет, по 20 человек в каждой, - контрольная и экспериментальная. В экспериментальную группу вошли дети, с которыми на занятиях использовали игру на народных инструментах. В качестве методов получения информации использовались: слуховой анализ, исполнение песни, элементарное музицирование на детских инструментах, сочинение, импровизация.
Эксперимент проводился в три этапа, на каждом из них была заранее определена шкала оценивания видов творческих заданий. Регулярно в течение всего периода экспериментального обучения проводились контрольные срезы по каждому показателю (параметру) :
- музыкальный слух (умение подобрать мелодию, сочинить мелодию, сыграть мелодию по слуху);
-певческий голос (чистое интонирование мелодии, взятие правильного дыхания);
Оценивание всех этапов проводилось по трехбалльной системе.
1-й этап (констатирующий) включал два вида заданий на выявление музыкального слуха и певческого голоса : сыграть несложную, знакомую мелодию «Василек» и спеть мелодию русской народной песни «Как под горой, под горой».
Результаты оказались следующими. В экспериментальной группе средний балл по первому параметру составил 1,95, а по второму – 1,9; в контрольной группе – 1, 85 и 1,9 балла соответственно. Комплексная обработка данных констатирующего этапа показала низкий уровень музыкального слуха и певческого голоса.
2-й этап (обучающий). В ходе эксперимента была разработана система упражнений для игры на народных инструментах с целью формирования музыкального слуха и певческого голоса.
Обработка результатов дала следующие показатели. В экспериментальной группе средний балл по первому параметру составил 2,6, а по второму – 2, 75; в контрольной группе – 1,9 и 2,0 балла соответственно. Полученные данные позволили сделать вывод: по итогам обучающего этапа у дошкольников улучшились музыкальный слух, ладовое чувство и певческий голос; дети стали активнее, их работы отличает своеобразие, интонирование мелодии стало более чистым.
На 3-м (контрольном) этапе педагогического эксперимента мы продолжили заниматься развитием музыкального слуха и певческого голоса в процессе элементарного музицирования. Этот этап содержал задания констатирующего и обучающего этапов в усложненном виде.
Обработка результатов дала следующие показатели. В экпериментальной группе средний балл по первому параметру составил 2,85, а по второму – 2,9; в контрольной группе – 2,05 и 2,1 балла соответственно.
Полученные цифры позволили сделать вывод: за время проведения педагогического эксперимента дети контрольной группы, в общем-то, не смогли улучшить свои показатели в развитии музыкального слуха и певческого голоса. Дети экспериментальной группы стали более активны, раскрепощены, эмоциональны, в большинстве своем они заканчивали петь мелодию на тонике; создавались ситуации, максимально активизирующие самостоятельность детей, стимулирующие развитие их творческого отношения к выполняемым инструментальным упражнениям.
Систематическая и планомерная работа по развитию музыкального слуха и певческого голоса дала возможность не только закреплять в процессе музыкальных занятий знания, совершенствовать музыкальный слух, певческий голос, но и развила самостоятельность детей, их творческую деятельность.
Музыкальный опыт, приобретенный детьми на занятиях, позволил успешно применить полученные знания в праздниках, развлечениях, самостоятельных занятиях. К окончанию нашего эксперимента воспитатели и родители детей экспериментальной группы отметили, что ребята стали более раскрепощенными, активными, занимаются с желанием и интересом, некоторые из них продолжили обучение в музыкальных школах.
Заключение.
Активизация формирования певческого голоса и музыкального слуха в процессе игры на инструментах доказывает состоятельность и продуктивность этого вида музыкальной деятельности, поскольку инструментальная деятельность детей в детском саду ведет к неординарным и – самое главное – существенным результатам в деле музыкального воспитания.
Использование народных инструментов сближает возможности всех детей и на определенном этапе превращает группу в единый музыкальный коллектив, способствуя в то же время проявлению и развитию музыкально-творческих сил ребенка. Создавая благоприятные возможности для анализа элементов музыкального языка, игра на народных инструментах становится важным и необходимым условием для развития у детей певческого голоса и музыкального слуха.
Стабильно протекающий процесс формирования музыкальных способностей в ходе игры на различных музыкальных инструментах активно способствует значительному и эффективному развитию певческого голоса и музыкального слуха у детей с первоначально низким уровнем музыкальных данных. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил наши предположения. Эффективность данного направления проявляется в реализации педагогических условий. Практика работы показывает, что это ведет к полноценному, глубокому и осознанному усвоению программного материала, музыкальному и общему развитию дошкольника, активному формированию музыкального духовного потенциала детей.