Кадочникова И М
Развитие образной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Дивной вязью он [народ] плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга, вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого.» А. Н. Толстой.
Н. В. Гоголь писал: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». Писателя восхищает метко сказанное слово, то есть слово образное, живое, эмоциональное. Именно оно не оставляет равнодушным ни слушателя, ни читателя.
ФГОС ДО в ОО «Речевое развитие» предполагает:
Публикация «Развитие образной речи дошкольников» размещена в разделах
- овладение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной речи, развитие речевого творчества и др.
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
На этапе завершения дошкольного образования ребенок использует речь для выражения своих мыслей и образов.
Цель: Создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области развития образной речи дошкольников.
Задачи :
- обсудить содержание образовательной области : речевое развитие ребенка в ФГОС ДО;
- совершенствовать работу педагогов по развитию образной речи дошкольников ;
- систематизировать теоретические знания педагогов по формированию связной образной речи у дошкольников в игровой форме, развивать кругозор;
-развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников;
-повысить интерес педагогов к проблеме формирования образной речи дошкольников.
Понятие «образная речь» представляет собой выразительно-изобразительные качества речи. Образные средства это лексико-грамматические категории, для выражения которых используются все единицы языка (слово, словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое).
- Экспрессивная лексика - эмоционально окрашенная совокупность выражений, направленных на передачу внутреннего состояния человека; слова, выражающие сильное проявление чувств, переживания (ласку, шутку, иронию, неодобрение).
Лексика, имеющая эмоционально – экспрессивную окраску:
- возвышенная - торжественная (уместная в текстах с торжественным тоном) : година, дерзать, всепобеждающий, гонитель, нерукотворный и т. д.
- сниженная, фамильярная (характеризуется большой степенью непринужденности) : бабуся, пичуга, орать, аккуратненько, матушка и т. д.
- оценочная: работенка, ручонка, святоша, торгаш, куцый, книжонка, домище и т. д.
- Метафора (греч. — «переносное значение») слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака и пр.
- Фразеологизмы - это устойчивое по составу и структуре образное выражение, состоящее из двух и более слов, которое выражает целостное значение и соотносится с отдельным словом. Занимают определенное место среди выразительных средств языка («вот где собака зарыта», «водить за нос», «летать в облаках», в самом значении которых заложены предпосылки образности, эмоциональности.
Что Вы можете сделать для развития образности речи?
Сами использовать в своей речи метафоры, сравнения, эпитеты, пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки и т. д.
Познакомить детей с метафорами, сравнениями, эпитетами, антонимами и пр.
Читать русские народные сказки, пословицы и поговорки, обязательно объясняя их, приводя примеры их использования.
Загадывать и отгадывать вмести загадки, так же объясняя их.
Играть в разнообразные словесные игры («Снежный ком», «Составь загадку» и т. д.)
Образные средства придают высказыванию неповторимое своеобразие, особую индивидуальность. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.