Ирина Харлова
«Развитие мыслительной активности детей с помощью песочной игротерапии»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из актуальных проблем дошкольной педагогики на современном этапе является поиск педагогических средств, обеспечивающих оптимальное умственное развитие детей в деятельностях, характерных для дошкольного детства.
Игра является ведущей деятельностью, определяющей прогрессивную линию психического развития дошкольников. Об исключительном значении игры для развития мышления детей говорили многие исследователи- педагоги и психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин). Вместе с тем до сих пор огромны развивающие резервы игры реализуются крайне недостаточно.
Публикация «„Развитие мыслительной активности детей с помощью песочной игротерапии“» размещена в разделах
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Игра с песком- это доступная, увлекательная и интересная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому я использую песочницу в развивающих и обучающих занятиях по разным образовательным областям видов детской деятельности. Творческий подход, мастерство и желание мне позволяет реализовать программные цели и задачи в нестандартной интересной форме, закладывая у детей положительные эмоции в общении с окружающим его миром.
Фундамент мыслительной деятельности закладывается в раннем детстве. Характерным для детей раннего возраста является то, что они мыслят, главным образом, о вещах которые ими воспринимаются в данный момент и с которыми они действуют в настоящее время. Анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные процессы еще не отделимы от практических действий с самими предметами, фактическим расчленением его на части, соединением элементов в одно целое. На основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания окружающего мира складывается у ребенка мышление.
В реальном мыслительном процессе анализ и синтез всегда выполняются совместно. Эти операции мышления взаимно связаны. На развитие у детей способности к анализу и синтезу использую опыты с песком, которые помогают уяснить свойства и признаки песка. Такие упражнения как: «Песочный ветер», «Песочный дождь», «Чувствительные ладошки» систематизируют знания о свойствах сухого песка (сыпучесть, рыхлость, легкость).
В играх: «Река и ручеек», «Дорожки из песка», «Я пеку, пеку, пеку…» дети обнаруживают и используют зависимость между степенью влажности песка и его податливостью при лепке. Дети прибегают к своему роду экспериментам, наблюдают, рассуждают и делают выводы.
Для овладения операцией сравнения использую игры (упражнения, в процессе выполнения которых дети учатся наблюдать, подмечать сходство и различие, замечать изменения. В играх (упражнениях) : «Норки для мышат», «Червячки», «Отпечатки наших рук» происходит более детальное сравнение качеств песка.
Для закрепления понятий «узкий- широкий», «низкий- высокий», «большой- маленький» провожу игры: «Ниточки дорожки», «Норки-холмики», «Необыкновенные следы».
Сравнение лежит в основе всех других мыслительных операций. Объективное сравнение всегда возможно лишь при глубоком анализе существенных признаков, что является важной предпосылкой обобщения. В играх: «Волшебные отпечатки наших рук», «Мы сажали огород», «Птичий двор, «Деревня и ее жители» и «Прогулка в лес» обобщение происходит по существенным признакам. Ребенок учится обобщать сходные предметы (явления, формулировать взаимоотношения, существующие между ними, рассуждает по поводу их особенностей и т. п.
Создание песочных композиций предполагает различные способы познания:
Сравнение по контрасту (сухой и влажный)
Исследовательская деятельность (потрогать, надавить, рассыпать, намочить)
Рассуждение (песок состоит из крупинок)
Обобщение или описание (ребенок в речи передает характерные признаки объекта (предмета)
Проведенная работа оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей.
Литература
1. "Шаг за шагом в процессе песочной терапии (продолжение)" Сакович Н. А. // Вестник практической психологии образования. 2007. №4. – C. 93-97
2.. Выготский Л. С. Мышление и речь: собрание сочинений. В 6 т. Т. 2. – М., 1982
3. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М. : Просвещение, 1987
4. Грабенко Т. М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротеропия. СПб. : 1998.
Комплексно-тематическое планирование игр и упражнений с песком
Октябрь
3неделя Упражнение «Здравствуй песок»
4неделя Упражнение «Чувствительные ладошки»
Ноябрь
1неделя Дыхательное упражнение «Песочный ветер»
2неделя Упражнение «Песочный дождь»
3неделя Упражнение «Река и речек»
4неделя Упражнение «Отпечатки наших рук»
Декабрь
1неделя Игра «Волшебные отпечатки наших рук»
2неделя Дыхательное упражнение «Норки для мышат»
3неделя Игра «Норки-холмики»
4неделя Игра «Червячки»
Январь
2неделя Игра «В гости мы ходили» сухой песок
3неделя Игра «Мы едем в гости» влажный песок
4неделя Игра «Необыкновенные следы»
Февраль
1неделя Игра «Дорожки из песка»»
2неделя Игра «Ниточки-дорожки»
3неделя Игра «Песочные прятки»
4неделя Игра «Я пеку, пеку, пеку…»
Март
1неделя Игра «Узоры на песке»
2неделя Игра «Что спрятано в песке»
3неделя Игра «Кто к нам приходил?»
4неделя Игра «Песочные строители»
Апрель
1неделя Уроки волшебства (игры) :
1-«Прогулка в лес»
2неделя 2-«Деревня и её жители»
3неделя 3-«Птичий двор»
4неделя 4-«Мы сажали огород…»