Вера Александрова
Развитие мелкой моторики у детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
на занятиях в студии «ЛоконЪ»
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
«Скажи мне - и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму».
Китайская притча
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Актуальность. Сенсорное развитие (развитие восприятия и формирование представления о различных внешних свойствах предметов) является основой общего умственного развития ребёнка. Полноценное восприятие необходимо для различных видов деятельности: с восприятия начинается познание окружающего мира. (Л. Выготский) Все остальные формы познания (память, мышление, воображение) строятся на основе образов восприятия предметов и явлений окружающего мира и являются результатом их переработки. Умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
У детей с умственной отсталостью восприятие отличается от восприятия детей с нормальным интеллектом: ребёнок с у\о при нормальном зрении и слухе не умеет видеть и слышать. В коррекционной работе с такими детьми большую роль оказывает творческая деятельность, в процессе которой детей развивается ручная умелость, зрительно-моторная коррекция, появляется интерес к познанию окружающего мира.
При обучении ребёнка к творчеству важно обращать внимание на развитие его личностных способностей, эмоциональной, познавательной и волевой сфер, мышления, художественного вкуса. Для этого необходимо использовать в своей работе разнообразные виды и техники художественной деятельности. Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук (ловкость). К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов до сложных (захваты, поглаживание,растирание,разминание, похлопывание, разрывание,.)
Значение мелкой моторики. Научно подтверждена связь между пальцевой моторикой и речью. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Кисть руки – «орган речи». В быту мы постоянно совершаем какие-то действия мелкой моторики : застёгивание – расстегивание пуговиц, молний; завязывание – развязывание шнуров, поясов; манипулирование различными мелкими предметами; рисование и письмо,. От развития мелкой моторики напрямую зависит качество нашей жизни. Развитие мелкой моторики начинается на базе общей моторики с младенчества. Сегодня и пожилым советуют развивать мелкую моторику, чтобы не впасть в маразм… Для ускорения развития и для коррекции мелкой моторики рекомендуются всевозможные пальчиковые игры, массажи кистей и пальцев, игры с мелкими предметами (бусы, пазлы, мозаика, использование различных материалов, которые стимулируют тактильные и кинестетические способности (глина, пластилин, краска для рисования пальцами, тесто, песок и вода).
У наших воспитанников имеется недостаточная степень развития мелкой моторики. Это проблема, мы все над ней работаем. В учебной парикмахерской коррекция идёт уже через работу с волосами (расчесать, заплести, вымыть). Развивается мелкая моторика рук и происходит развитие тактильной чувствительности пальцев. Манипулируя инструментами (расчёски, бигуди, шейперы, заколки, подростки развивают мелкую моторику. После реорганизации парикмахерской студии в творческое объединение студия «ЛоконЪ», были добавлены следующие виды художественной деятельности: аппликация, силуэтное вырезание, лепка; валяние шерсти, работа с бросовым и природным материалом.
Аппликация – (лат. аpplication – прикладывание, присоединение) – способ получить изображения: наложение на основной фон кусочков из другого цвета, материала. Это техника декоративно-прикладного искусства. Аппликация отличается от других видов изобразительной техники – силуэтностью, плоскостной обобщённой трактовкой образа, однородностью цветовых пятен, выразительностью изображения, более обобщённой формой.
Классификация аппликации
• по форме: объёмная,плоская;
• по цвету: одноцветная, многоцветная;
• по тематике: предметная, сюжетная, декоративная;
• по материалу: бумага, ткань, кожа, мех, войлок, фетр, бисер, береста, солома, тополиный пух, птичьи перья, яичная скорлупа, зёрна, различные крупы, семена, нитки, проволока, сухие листья, цветы, пластилин… ;
• по способу наложения: накладная (многослойная, модульная (мозаика, ленточная (гирлянды, орнамент);
• по способу выполнения: обрывная, вырезная, силуэтная и т. д.
Аппликация тесно связана с сенсорным восприятием. Развитию сенсорного восприятия способствуют операции по обработке бумаги: 1-сгибание; 2-резание; 3-разрывание и обрывание; 4-наклеивание: 5- скатывание.
Аппликация развивает глазомер, моторику рук, координацию движений, способствует совершенствованию приёмов разметки, вырезания, работы с ножницами. Проходит цветотерапия.
Работа над аппликацией помогает воспитывать у детей аккуратность и терпеливость, усидчивость.
Занятия аппликацией воздействуют на ум, волю, чувства детей, побуждают их к творческому самовыражению.
В студии «ЛоконЪ» мы чаще работаем с самоклеющейся цветной бумагой фирмы Oracal. Правда, она плотнее бумаги – её труднее вырезать, но её преимущества в ненужности клея и огромном выборе ярких цветов и множества их оттенков.
Алгоритм работы по образцу:
Выбор основы
Выбор шаблона
Обводка карандашом
Вырезание по обводке (по контуру)
Приклеивание (встык, внахлёст)
Силуэтное вырезание – наиболее сложный приём создания аппликации, особенно вырезание «на глаз», когда изображение создаётся по мысленно создаваемому силуэту предмета.
В процессе силуэтного вырезания у детей формируется как исполнительские, так и творческие способности. Развивается мелкая моторика.
Лепка из пластилина, глины, солёного теста развивает у детей воображение, мелкую моторику, пространственное мышление, синхронизирует работу обеих рук, развивает пластику пальцев. Это универсальные материалы, которые позволяют воплотить самые фантастические замыслы ребёнка. Отлично развивает мелкую моторику.
Валяние шерсти (фелтинг) – специальная техника рукоделия. Истории валяния уже более 8тыс. лет. Войлок использовали в древности кочевники Азии и Монголии, воины Китая и Рима. До сих пор в странах с суровым климатом этот материал незаменим: он согревает в холод и сохраняет тепло. С помощью валяния шерсти можно создать и предметы одежды, и украшения, и декоративные панно, и всевозможные коврики, подушки, красивые и мягкие игрушки…
Способы валяния:
Сухой (фильцевание) – уплотнение комочков шерсти с помощью специальных игл;
Мокрый – это классическая техника валяния шерсти руками при помощи горячей воды и мыла- felting. Сейчас время, когда возрождаются традиции. Валяние ориентировано на трудовое обучение подростков, их эстетическое воспитание и развитие способностей к творчеству. Шерсть - экологически безопасный продукт. Валяние развивает мелкую моторику, способствует концентрации внимания и самодисциплины. Фелтинг активизирует мыслительные процессы, улучшает способность следовать устной инструкции, воспитывает аккуратность, повышает заинтересованность в конечном результате. Возможность поиграть с продуктом своего труда, сделать подарок- привлекает детей.
При выполнении заданий ребёнок знакомится с основными геометрическими понятиями плоскости и объёма, усваивает основные процедуры, развивая точные движения пальцев, глазомер. При раскладке шерсти, выбора цвета, оттенков корректируется зрительная депривация (цветотерапия).
Поделки из бросового материала помогают нашим воспитанникам ценить каждую мелочь. И главное – включать своё воображение и фантазию относительно того, как можно использовать ту или иную безделушку. Например, из проволоки можно наделать цветов, солдатиков; из пробок получаются собачки, котики; из банок – вазы… Дети к игрушкам, сделанными своими руками, относятся бережнее, чем к покупным.
На занятиях проводится пальчиковая гимнастика, мимическая гимнастика для расслабления организма и пальцев рук. На начальном этапе постоянно требуется оказание индивидуальной помощи. Применяются игры: «Какого цвета радуга?», «Краски" «Где чья тень?», «Определим базовую форму»…
Для более успешного усвоения материала и для выполнения поделок процесс их изготовления можно разделить на операции:
* Знакомство с образцом готовой игрушки:
*Анализ, составление алгоритма;
*Подготовительные работы;
*Самостоятельная работа;
*Заключительные работы.
На каждом этапе работы происходит развитие мелкой моторики рук и речи.
За время работы над данной темой мною были изучены материалы по проблеме коррекции мелкой моторики. Я изучила теоретический курс по валянию шерсти, прошла обучение на практике. Активно передаю полученный опыт детям.
Cтудийцами изготовлены поделки в разных техниках. Работы были представлены на Областных и городских выставках декоративно-прикладного творчества. (Дипломы, грамоты). Продолжаю работу по данной теме.