ирина Яценко
Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в ДОУ с помощью музыкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Добрый день уважаемые коллеги!
Хочу представить мой опыт работы: «Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в ДОУ посредством музыкотерапии»
2 слайд
Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что своеобразие речевого развития, характерное для детей с речевой патологией, лишает их полноценного общения со взрослыми и сверстниками. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то они вызовут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем повлекут за собой определённые изменения личности в цепи развития «ребёнок - подросток - взрослый», т. е. приведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Публикация «Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в ДОУ с помощью музыкотерапии» размещена в разделах
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
3 слайд
Цель работы: Формирование коммуникативных способностей у дошкольников с ОНР посредством музыкотерапии и учёта особенностей состояния их коммуникативной сфер в воспитательно-образовательном процессе.
4 слайд
Задачи:
- Способствовать процессу самораскрытия и познания друг друга.
- Обучать способам конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
- Развивать способность детей к рефлексии, волевой саморегуляции поведения.
- Развивать эмоциональную сферу детей, способность к эмпатии, сопереживанию.
- Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности
5 слайд
Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Используется как в группах с ОНР, так и в общеразвивающих группах.
6 слайд
Работу по формированию коммуникативных умений с использованием музыкотерапии я осуществляю как в режимных моментах так и в различных видах деятельности (ИЗО, литературное чтение).
Утром я включаю солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом, это положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность в себе, легче устанавливаются контакты между детьми и взрослыми.
7 слайд
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон я использую мелодичную классическую и современную релаксирующую музыку, наполненную звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются;
Пробуждению детей после дневного сна помогает тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
8 слайд
В течение дня я провожу минутки здоровья. В них включаю: пальчиковые гимнастики с пением (способствует координации движений, развитию мелкой моторики, речи и мышления).
9 слайд
Музыкально-игровая деятельность («Тра-та-та, отворились ворота», «Роботы и принцессы», «Солнечные лучики», «Цветочный хоровод», «Пес –барбос», «Сапожники»)
10 слайд
Музыкально-ритмические движения (развитие координаций движений, метроритмического и темпового восприятия)
11 слайд
Пропевание гласных звуков и нот и звукоряда на диафрагмальном дыхании.
12 слайд
Лечебные звуки:
А- положительно влияет на работу сердца, толстого кишечника, стимулирует энергетику.
У- помогает стабилизировать эмоции.
Э- помогает преодолеть комплекс неполноценности.
Я- активизирует иммунную систему.
О- стимулирует работу печени.
Е- стимулирует регенерацию клеток.
И- улучшает работу головного мозга.
Ю- звук молодости, обновления, благотворно влияет на почки, кожу.
13 слайд
Звуковые игры с согласными звуками. Например игра «Самолет», полезно выполнять при начинающемся насморке. Закрыть глаза, раскинуть руки, сделать вдох, и звучать как самолет, который находится далеко, затем он приближается (звук становится громче, затем звучит очень громко, затем самолет удаляется.
Звук «Ж» - снимает кашель;
Звук «З» - лечит горло;
Звук «Тр-тр-тр» - снимает усталость;
Звук «Ш» - расслабляет;
14 слайд
Психодиагностические упражнения. Снимают напряжение, создавая спокойное настроение и расслабленное состояние мускулатуры.
15 слайд
Массаж, самомассаж под музыку. Тонизирует центральную нервную систему, повышает тонус, стимулирует деятельность нервных центров. Например: «Паучок»(движение «краб» по спине партнера, постукивание по спине ладошками, поглаживание спины).
16 слайд
По результатам исследования коммуникативной компетентности ребенка по методике «Картинки» (Е. О. Смирновой, Е. А. Калягиной) были получены следующие результаты: снизился до 0% уровень детей, имевших низкую коммуникативную компетентность. До 8% снизился уровень детей, находивших агрессивные выходы из ситуации. Увеличился на 25 % миролюбивых и конструктивных решений конфликтных ситуаций. Это говорит о том, что регулярное использование музыкотерапии позволяет добиться высокой коммуникативной компетентности детей в общении со сверстниками.
17 слайд
Спасибо за внимание!