табакова анжелика
Развитие коммуникативных способностей дошкольников
Табакова А. В.
МБДОУ Аскизский детский сад «Светлячок»,
с. Аскиз, Республика Хакасия
«Развитие коммуникативных способностей дошкольников»
Вопросы «общения и развития коммуникативных способностей» детей дошкольного возраста изучались такими отечественными педагогами и психологами, как: А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Г. Арушанова, В. С. Мухина, Т. А. Федосеева, В. С. Селиванов, Я. Л. Коломенский, Л. А. Венгер. Также Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. А. Репина. Современными исследователями (Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е, Смирнова Е. О.) в области общения детей со взрослыми и сверстниками разрабатываются формы и методы развития коммуникативных способностей дошкольников.
Публикация «Развитие коммуникативных способностей дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отмечается необходимость «создания условий развития ребенка для его позитивной социализации, личностного развития…во взаимодействии со взрослыми и сверстниками». Одним из условий успешной социализации дошкольников Стандарт называет коммуникативные качества.
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, то есть их воздействие друг на друга и реагирование на соответствующие воздействия. Под общением также понимается обмен информацией между людьми при их взаимодействии друг с другом в указанном выше понимании значения термина. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
Одним из эффективных средств решения задач коммуникативного развития являются игры. Они оказывают комплексное воздействие на обогащение словаря, грамматику, связность речи, и обязательно должны вызывать у ребенка интерес. Наряду с играми, имеющими широкое обще развивающее значение, в развитии коммуникативных способностей особое значение отводится дидактическим играм. Они способствуют решению вопросов активизации, конкретизации той или иной грамматической формы, помогают детям в освоении сложных форм при словоизменении (падеж, число, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде и т. д., способы образования слов (название детенышей животных, профессии людей, однокоренные слова).
Игры и упражнения направлены на стимулирование детской поисковой активности в области грамматики, воспитывают у детей языковое чутье, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности.
Игра, являясь ведущим средством воспитания и развития коммуникативных умений и способностей, является так же и важнейшей формой организации жизни детей дошкольного возраста. Игровая деятельность обеспечивает развитие у детей способности взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, способствует решению задач речевого развития : объем словаря увеличивается, развивается грамматический строй речи.
Благодаря игре дети получают представление о поведении и взаимоотношениях взрослых людей, которые становятся образцом их собственного поведения. В игре дети приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Игра активно используется в физическом развитии дошкольников.
Используемая литература:
1. Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника : Методическое пособие / А. Г. Арушанова. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 80с.
2. Арушанова А. Г. Коммуникативное развитие : проблемы и перспективы: Ст. дошкол. возр. / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. – №6. – 86-89с.