Евгения Клычева
Развитие художественно-творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник изображения
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие художественно-творческих способностей детей через нетрадиционные техники изображения».
Еще древние греки верили: глядя на прекрасное, слыша и слушая о прекрасном, человек совершенствуется.
«Красивые образы, запечатленные в душе в раннем детстве, способствуют возникновению красивых мыслей, а красивые мысли помогают построить красивую жизнь» — так считал великий Платон.
Публикация «Развитие художественно-творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник изображения» размещена в разделах
В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач.
Это особенно необходимо всем нам сегодня, когда ребенок, к сожалению, так редко реагирует на что-то прекрасное, несмотря на то, что взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями.
Художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность и не должно ограничиваться только созерцательной задачей. Оно должно формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Общаясь с эстетическими явлениями ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом он не осознает эстетическую сущность предметов, а его развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, тогда как без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.
Существуют различные определения понятия "художественно-эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. И, наконец, в-четвертых, развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески подходить к выполнению заданий педагога и реализации собственного замысла.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка-дошкольника необходимо согласовывать усилия ДОУ и семьи, в которой он воспитывается.
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому необходимо сотрудничество с семьей, путем вовлечения в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
При работе в данном направлении можно использовать различные приемы и формы. Например: организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми («Дары осени», «Зимняя фантазия» и др.); привлечение их к участию в праздниках, изготовлению праздничных атрибутов.
Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации, папки-передвижки и т. д.
Одним из важнейших условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды.
Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
В своей работе нужно стремиться, чтобы дети применяли и комбинировали разные техники и способы изображения в одном рисунке, и при этом не просто усвоенные способы действий, но и учились думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился более выразительным. На занятиях с использованием нетрадиционных техник изображения дети проявляют большую активность, работоспособность, меньше отвлекаются и работают более сосредоточенно, что становится залогом успешной подготовки детей к будущему школьному обучению.
Работу по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными способами изображения лучше всего начинать с техники пальцевой живописи.
Малышам ещё трудно хорошо владеть кистью и карандашом, но им свойственно исследование пальчиками, поэтому эту природную способность детей необходимо использовать. Можно рисовать точками, пятнами, разводами.
Когда освоена пальцевая живопись, можно перейти к рисованию ладошками. Техника печатки позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя его из отпечатков. Простейшую печатку можно изготовить из овощей: картофеля, моркови, редьки.
Удивление и восторг ребёнка всегда вызывает «фотокопия» — техника изображения, дающая эффект проявления фотоплёнки. Вместо обычного карандаша детям предлагается «волшебный» карандаш-свеча. При её помощи ребёнок наносит рисунок на весь лист бумаги. Когда рисунок готов, берётся обычная акварельная краска и ею покрывается рисунок. Изображение, сделанное свечой, проявляется, как в сказке, прямо на глазах.
Таким образом, правильно организованная система работы по художественно – эстетическому воспитанию детей – создание условий для эстетического воспитания, организация учебно – воспитательного процесса – позволит создать благоприятные условия для развития художественно – эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно-эстетического воспитания, – духовно богатую, всесторонне развитую личность.
Нетрадиционные техники изображения помогают развивать и укреплять в каждом ребёнке творца, художника, которые пригодятся ему в любой деятельности. Только тому, кто умеет думать, наблюдать, сравнивать, фантазировать открыта красота и гармония окружающего мира. И наша задача— разбудить, сохранить и развить творческие способности детей, научить их творить свой мир.
Список используемой литературы.
1. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под редакцией Р. Г. Казаковой, 2007г.
2. Использование в ДОУ приёмов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. Акулёнок Т. С.
3. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Давыдова Г. Н., 2007г.
4. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Никитина А. В., 2008г.
5. Изобразительная деятельность. Дошкольное воспитание. Комарова Т. С., 1991г.