Светлана Шкредова
Консультация «Развитие физических качеств у дошкольников 5–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ №17 «Белочка»
Учитель физической культуры Светлана Анатольевна Шкредова
г. Сургут Тюменской области
«Развитие физических качеств у дошкольников 5-7 лет».
Публикация «Консультация „Развитие физических качеств у дошкольников 5–7 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
«Принцип здорового образа жизни, принцип оптимальных физических нагрузок, человек должен усваивать как элементы культуры в худшем случае со школьной скамьи, в лучшем - еще раньше, в семье, в детском саду…»
Н. М. Амосов:
Актуальность исследования. Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране, что в свою очередь оказало влияние на социальный заказ общества в области физического воспитания. Целостность и гармоничность формирования личности дошкольника предполагает своевременное физическое развитие. В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования психофизических качеств ребенка. Их развитие – важная задача физического воспитания. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического и психического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства.
Охрана жизни и здоровья стала одной из основных задач дошкольного образования. Следят не только за психическим, но и физическим здоровьем нашего подрастающего поколения! В настоящее время, стало актуальным здоровое общество, здоровая семья! Здоровье очень важно для нашей спокойной и гармоничной жизни и тем более здоровье наших детей! Снова введён ГТО (котов к труду и обороне, проводятся различные спортивные состязания. Разрабатываются дополнительные программы в ДОУ, что в свою очередь положительно влияет на дошкольников, помогая им развиваться физически, психически быть более волевыми и физически крепкими. ФГОС определяет содержание образовательной области «Физическое развитие», которое включает в себя приобретение опыта в различных видах физической деятельности детей, в включает в себя развитие физических качеств силы, выносливости, скорости, ловкости, гибкости, координацию движений, развитии моторики рук.
Необходимо приспособиться к изменению нагрузок. Важно, что у детей дошкольного возраста есть потребность двигаться и любовь к движению — они будут рады прогулкам, подвижным играм, беготне. А сидеть на месте им, наоборот, тяжело. Это нормальное развитие физических качеств ребенка. Таким образом, приобщение детей к физическим нагрузкам, воспринимается с радостью и они с удовольствием выполняют упражнения для развития тех или иных качеств.
Для детей 5-7 лет выбор упражнений уже большой. В этом возрасте многие секции принимают маленьких спортсменов для занятий. С каждым годом они будут все интенсивнее, если ребенок решит, что эта секция ему подходит. В этом возрасте занятия физической активностью очень желательны. Конечно, родители должны понимать, что водить ребенка в секцию насильно – плохая идея. Если ему или ей не нравится гимнастика, может, понравятся танцы или балет, плаванье? Боевые искусства, фигурное катание? У ребенка огромный выбор, а вы поможете ему в этом. Ребёнок должен быть заинтересован в процессе и ему должна быть правильно донесена информация для чего ему это нужно. Развитие физических качеств измеряется по определенным показателям. Среди них, конечно же, быстрота (скорость, гибкость тела, выносливость (устойчивость к нагрузкам, координация движений. Все это не прихоть любителей спорта, а необходимые качества для правильного развития и полноценной жизни человека. Ребенку нужно как можно быстрее развить их.
Таким образом дети родители которых были заинтересованы в физическом развитии своих детей стали посещать дополнительную программу «Олимпионик», на занятиях мы работали над физическими и психологическими качествами детей, проводилась комплексная оценка уровня физической подготовленности детей при помощи компьютерной программы, разработанной ГОУ ВПО ХМАО-Югры «СурГПУ» (авторы: д. п. н., проф. Л. А. Семёнов, д. п. н., проф. Н. И. Синявский.) в сентябре, декабре, мае. Какие же важные качества я выделила в работе с детьми 5-7 лет:
Быстрота;
Гибкость;
Выносливость;
Координация.
Ловкость;
Быстрота
Это, конечно же, бег. Можно устроить веселую эстафету: челночный бег; бег с препятствиями. С каждым разом крепнут ножки, а значит, ребенок может бегать все дольше и быстрее. Это тренировка не только скорости, но и выносливости. А это важное физическое качество, которое полезно в любой ситуации. Увеличивается и скорость реакции человека – его мышцы готовы к действию тогда, когда это необходимо. Тренер или воспитатель, проводящий занятия, должен следить за состоянием каждого ребенка. Если оказывается, что даже после малой нагрузки малыш задыхается, не может продолжать занятие, сильно потеет — необходимо срочно отвести его в кабинет врача.
Гибкость
Занятия гимнастикой растяжками позволяют добиться хорошей гибкости тела. Это упражнения на матах, ковриках: стойка на плечах («березка», «игровой стретчинг»); физическая активность растяжки; шпагат. Гибкость тоже связана с выносливостью и координацией. Конечно же, любые растяжки и гимнастические упражнения должны проводиться тренером. Очень важен его опыт работы именно с детьми дошкольного возраста. Дети, которые начали заниматься гимнастикой в раннем возрасте, достигают отличных результатов. Но этот спорт предполагает огромные ограничения в питании и режиме.
Выносливость
Занятия на физическую выносливость показаны как мальчикам, так и девочкам. Хотя большая нагрузка, естественно дается мальчикам. В возрасте 5-7 лет эта разница будет минимальной. Мальчиков готовят к «мужским» видам спорта. Выносливость тренируется статическими нагрузками и упражнениями. Например, таких как вис на прямых или согнутых руках, выполнение уголка. Норматив – от 10 до 20 секунд для этого возраста. Для того чтобы выносливость повышалась, необходимо увеличивать нагрузки поэтапно. Тело должно физически адаптироваться к ним. Повторение и ещё раз повторение.
Координация движений
Задания на координацию движений помогают развитию чувства баланса. Без координации развитие физических качеств не может проходить достаточно интенсивно. Координация необходима для любого вида спорта. Для этого используются: физическая активность ходьба по гимнастическому бревну различными способами, с предметами; упражнение «ласточка»; стойки на одной ноге попеременно, повороты. Считается, что координацию можно развивать. Есть много детей, которых называют неуклюжими. Все дело в плохо развитых мышцах пресса и спины. Есть мышечный каркас прочный, то координировать свои движения становится проще, задействуются даже глубинные мышцы.
Ловкость
Для детей дошкольного возраста развитие ловкости не будет сложным. Это двигательные упражнения, сопряженные с преодолением разных препятствий. Например, нужно бежать, а потом пролезть в обруч и продолжить бег. Тут же применяются разные прыжки, лазанье по канату. Задействуются глубинные мышцы тела. Ловкость развивается параллельно с гибкостью. Эстафета – это уже так называемое многоуровневое упражнение. Развивает координацию, скорость, точность движений. Играют две команды. Суть игры — передавать эстафету следующему игроку как можно быстрее. Когда все дети команды пробегут свою дистанцию, эстафетный предмет возвращается к первому. Побеждает команда, которая сделает это быстрее. Так тренируется сплоченность группы: дети переживают друг за друга, поддерживают. Это простое, но эффективное упражнение. Применение эстафет с чётким выполнением заданий.
Все эти физические качества являются врождёнными, унаследованными. Есть дети гибкие, есть дети, быстрые и т. д. Но с помощью дополнительной работы, помимо НОД, за год был замечен прогресс! Дети менее сильные, не уверенные в себе, стали более активными, раскрепостились, стали успешнее справляться с заданиями во время НОД. На начало года у некоторых были показатели ниже среднего. За время работы дети научились справляться со своими страхами (боязнь высоты, боязнь мяча, скакалки, неуверенность, робость). Во время дополнительных занятий применяется игра, игровой подход очень важен и интересен для детей, во время игры они не придают значение усталости, так как в них присутствует интерес и азарт, что так же является обязательным в развитии физических качеств детей. Они проявляют инициативу быть водящими.
На начало года сентябрь 2018 г.
№ Ф. И. Лет Челночный бег 3х10 метров
(секунд) подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине 90см (кол-во раз) Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи - см) Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами (см) Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6м (кол-во попаданий) Поднимание туловища из положения лёжа на спине (кол-во раз за 30 с)
1. Хр. А. 6 7,00 15 15 120 0 21
2. М. Т. 6 7,15 10 7 115 0 17
3. Ш. Э. 6 7,40 7 6 88 0 8
4. А. С. 6 7,30 8 9 110 1 17
5. Л. М. 5 8,11 14 4 110 2 16
6. Р. Т. 5 8,0 10 6 96 0 16
7. Р. М. 5 8,2 11 9 110 1 17
8. Г. Д. 5 7,04 12 8 88 0 14
9. К. М. 5 6,94 9 7 94 1 16
10. Б. Н. 5 7,10 8 7 83 2 11
11. К. А. 5 8,20 12 11 90 0 14
12. Х. А. 5 8,15 12 8 83 1 9
Конец года май 2019 г.
№ Ф. И. Лет Челночный бег 3х10 метров
(секунд) Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине 90см (кол-во раз) Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи - см) Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами (см) Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6м (кол-во попаданий) Поднимание туловища из положения лёжа на спине (кол-во раз за 30 с)
1. Хр. А 6,11 6,2 30 25 163 4 31
2. М. Т. 6,8 6,9 25 15 151 2 25
3. Ш. Э. 6,9 7,01 17 11 132 3 20
4. А. С. 6,10 6,9 30 20 140 3 28
5. Л. М. 5,6 7,06 30 10 130 2 28
6. Р. Т. 5,9 7,22 17 15 122 1 23
7. Р. М. 5,9 7,20 17 16 121 1 20
8. Г. Д. 5,5 6,80 18 14 118 3 24
9. К. М. 5,4 7,12 16 11 120 2 22
10. Б. Н. 5,6 6,50 20 15 125 3 21
11. К. А. 5,7 7,51 20 13 130 1 20
12. Х. А. 5,9 7,40 17 14 119 1 19
Вывод: по данным исследованиям проводимым в течении учебного года, видна положительная динамика развития физических качеств. Спорт - помогает в волевом развитии психики. Это значит, что ребенок принимает некоторые правила и ответственность за свои действия. Если он хочет добиться результатов в спорте, то необходимо пересиливать себя, развиваться, преодолевать усталость или нежелание. Дети преодолели свой страх перед подъёмом на высоту (лестницу, стали уверенно прыгать на фитбол мячах, владеть скакалкой, перепрыгивать через скамью и гимнастическое бревно и так далее. Перестали испытывать стеснение, неуверенность, робость. Стали более активными, инициативными, начали предлагать то, что им интересно и более нравиться. Результаты сами говорят о себе. Последние занятие было проведено в последний учебный день, спортивное развлечение «Олимпионик с папами и мамами» ребята показали родителям, чему они научились, поделились своей уверенностью и задором! Родители остались довольны, так как принимали активное участие в состязаниях! Два ребёнка приняли участия в «Губернаторских состязаниях» на которых наш сад занял 2 место.