Юлия Дегтярева
Развитие детского творчества посредством народного декоративно-прикладного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
«Творчество-это деятельность,
в которой раскрывается
духовный мир личности»
В. А. Сухомлинский
Детство - краткий период жизни, когда над человеком еще не довлеют рациональные требования соответствия определенному статусу в обществе, и он пока не подвержен критическому самоанализу подростка.
Детское творчество - это особый мир, где ребенок познает себя, свои возможности, окружающий мир и может выразить свое отношение к нему. Еще не умея полностью управлять своими мыслями и речью, для того, чтобы четко сформулировать свои желания и потребности, ребенок может выразить это с помощью своего творчества. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Давайте подробнее окунемся в эту тему, и разберем что же приобретает ребенок, погруженный в творчество посредством народного декоративно-прикладного искусства.
Публикация «Развитие детского творчества посредством народного декоративно-прикладного искусства» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Народное декоративно-прикладное искусство – это искусство, пришедшее из глубины веков, преимущественно коллективное, сформировавшееся в крестьянской среде, а также в среде городских и посадских мастеров-ремесленников. Это вид искусства направленный на создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественную обработку утилитарных предметов (утвари, мебели, ткани, одежды, игрушек и т. д.). Декоративно-прикладное творчество играет большую роль в художественном образовании детей. С этим искусством закладываются в детях образные художественные представления, воспитывается эстетический вкус, развивается творческое начало, т. е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности.
Раннее развитие способностей к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, принципом выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его таланта. Наиболее эффективный путь развития творческих способностей лежит через приобщение дошкольников к продуктивной творческой деятельности средствами декоративно–прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид художественно-творческой деятельности позволяет одновременно, с формированием эстетического вкуса, воспитанием предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, народу, чувства патриотизма, обучать дошкольников технологическим и техническим приемам, развивать у них творческие способности, трудовые умения и навыки. Доступность, свойственная декоративно-прикладному искусству, позволяет заниматься этим видом творчества, несмотря на талантливость и одаренность, многим детям. Следовательно, художественно-творческая деятельность, основанная на материале декоративно-прикладного искусства может выступать важным средством приобщения детей к декоративно-художественному творчеству и выступать источником развития их художественного интереса, художественно-творческой активности.
Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно–творческие способности. А наличие художественно–творческих способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:
- в предварительном создании эскизов на бумаге;
- в продумывании элементов узора;
- в расположении их на объемах;
- в создании предметов декоративного характера;
- умения найти способ изображения и оформления предмета;
- в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладения приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы, координация руки и глаза.
Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки. Следовательно, работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т. е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе.
Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдаются симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.
Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания. При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством коренных народов. Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народов. Также дети учатся умению составлять узоры на разные мотивы, отличать орнаменты. Узнают, что орнаментом украшают одежду, обувь и различные хозяйственные мешочки, сумочки. У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свою Родину, понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое изделие, декоративно-прикладное искусство дети отмечают, почему оно нравится, что в нем интересного, почему оно радует их. Общественная направленность проявляется в том, что они создают что-то своими руками для других (поделки, игрушки в подарок малышам для игр, мамам, папам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнять рисунок, лепку как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах. На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, фигурку вместе составляет общую композицию. В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому. Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материалах народного декоративно-прикладного искусства одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
Поэтому, главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что добро и красота приносят людям радость. Предполагаемые занятия, игры, беседы дадут дошкольникам более целостное представление о славянах, народах севера, об устройстве мира, основ зарождения орнамента и символики и их значении. Таким образом, символика декоративно-прикладного искусства, несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.