Елена Дубова
Разучивание базовых движений народного танца с помощью дидактического пособия
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Здравствуйте, меня зовут Дубова Елена Валериевна. Я работаю музыкальным руководителем СП «Детский сад № 9» ГБОУ СОШ №9 г. о. Октябрьск. Сегодня я хочу представить свой опыт работы по теме «Разучивание базовых движений народного танца с помощью авторского дидактического пособия»
Публикация «Разучивание базовых движений народного танца с помощью дидактического пособия» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Приобщение к русской народной культуре, воспитание любви и уважения к её истокам, воспитание интереса и уважения к родному краю, знакомство с традициями, праздниками, фольклором - одно из направлений деятельности нашего образовательного учреждения.
На своих занятиях я знакомлю детей с разной музыкой, в том числе и народной. Одно из направлений моей работы – это танцевальное творчество.
Какие задачи я решаю в ходе знакомства с народным танцем?
1. Обучающие:
• первичное ознакомление с русским народным танцем и его особенностями;
• разучивание базовых движений;
2. Развивающие:
• танцевальные занятия способствуют развитию пластичности, координации, выносливости, мышечного тонуса, чувства ритма, творческих способностей.
3. Воспитывающие:
• формируются хорошее настроение, положительные эмоции в ходе занятий.
Практическая часть
Первое знакомство с элементами народного танца происходит уже в группе раннего возраста. Это «пружинка», притопы одной и двумя ногами, кружение во круг себя, выставление ноги на пятку, высокий шаг, «воротики» крепко держась за ручки. Учимся вставать в кружок.
Во второй младшей группе продолжаем совершенствовать приобретённые умения в группе раннего возраста и знакомимся с новым. Приучаем детей танцевать в парах, ориентироваться в пространстве. Учимся танцевать в темпе и характере танца, образовывать и водить хоровод (с помощью взрослых).
В средней группе особый акцент делаем на парные упражнения. Учимся слаженно танцевать в парах, держать круг из пар на протяжении всего танца, держать расстояние между парами. Учимся танцевать эмоционально, в характере и ритме танца.
В старшей группе упражняем в ходьбе «змейкой». Закрепляем умение прохлопывания вместе с притопом ритма музыки. Учимся переходить от одного темпа к другому в соответствии с музыкой, менять движения в соответствии с характером музыки. Начиная со старшей группы начинаем постановку русского народного стилизованного танца.
Для лучшего развития чувства ритма, усвоения движений, я использую дидактический материал, в том числе который разработала сама. Представляю вашему вниманию авторское дидактическое пособие «Веселый перепляс», которое включает в себя три музыкальных игры.
1. «Внимательно слушай, точно повторяй»
Эта игра даёт возможность почувствовать ритм в танцевальной музыке и тесную взаимосвязь ритма и движения.
В качестве музыкального материала я беру мелодии из русских народных песен или произведений. Например: «Ах вы сени, мои сени», «Калинка», «Камаринская» и т. д.
Музыкальный материал следует подбирать с ведущей мелодией – это либо вокальное произведение (с голосом, либо с солирующим музыкальным инструментом, потому, что дошкольникам сложно «вычленить» ритм из инструментального произведения.
Дети встают в две линейки, ручки на поясе. В начале ребята ритмодекламируют слова «Ритм из танца пришел и движение завел». Далее звучит отрывок из народного произведения, и дети притопами стараются повторить ритмический рисунок. К притопам можно добавить хлопки или повторение ритмического рисунка деревянными ложками.
Эту игру я начинаю использовать в старшей группе.
2. «Солнечный круг».
Игра на отработку построения в хоровод из двух линий.
Дети стоят в две линии, руки подняты вверх, к «солнышку» говорят слова:
Солнце, солнце нам свети,
Ласку и тепло дари
Обогрей - ка все вокруг
Становитесь -ка все в круг!
Звучит музыка дети берутся за руки и сначала первый ряд, потом второй выходят на хоровод.
Это упражнение начинаю использовать со средней группы.
3. «Перепляс»
Игра на отработку базовых движений народного танца.
В качестве музыкального материала берется народная музыка весёлого, подвижного характера, например, р. н. п. «Во кузнице». Дети стоят в две линии. Я, показываю по очереди, в разном порядке картинки с изображением предметов название которых ассоциируются с названием базовых движений народного танца. Дети выполняют эти движения.
Из музыкальной игры «Перепляс», на отработку базовых движений народного танца, складывается полноценный танцевальный номер. Эту музыкальную игру начинаю использовать с старшей группы.
Заключение
В итоге выше перечисленной деятельности мы с детьми подготовительной к школе группы поставили парный танец «Русская кадриль», хоровод «Журавушка», и показали их на фольклорном празднике «Осенины».
На базе нашего дошкольного учреждения был реализован проект «Город мастеров», в рамках данного проекта мы с ребятами поставили два танца «Хохлома на ярмарке» и «Дымковская игрушка». С танцем «Дымковская игрушка» дети стали лауреатами I степени в Открытом городском конкурсе – фестивале «РОСИНКА», в этом же конкурсе через год с танцем «Хохлома на ярмарке» завоевали ГРАН –ПРИ. С танцем «Хохлома на ярмарке» мы стали лауреатами II степени в VII областном конкурсе хореографии «Танцующий город», дипломантами II степени, в международном конкурсе - фестивале «Поклонимся великим тем годам».
Таким образом, приобщая детей с дошкольного возраста к народному творчеству и воспитывая их в любви к истории и культуре народов России, мы воспитываем духовно- богатую личность.
Список литературы
1. Горшкова Е. В. От жеста к танцу : Словарь. М. : Гном и Д, 2004