Лариса Иванова
«Разноцветная осень». Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Разработка занятия для старших дошкольников «Разноцветная осень» посвящена знакомству с понятием контрастность в музыке через использование различных видов искусства. Предназначена для педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детского сада.
Тема занятия : «Разноцветная осень»
Цель: создание условий, способствующих повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности детей, формирование эмоционально-оценочного отношения к музыкальным произведениям различной контрастности.
Публикация «„Разноцветная осень“, Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Задачи:
Обучать:
-различать средства музыкальной выразительности (темп, регистр, динамика, мелодия) и расширять понятийный словарь детей.
Развивать:
- музыкальное восприятие, способность к эмоциональной отзывчивости;
- умения высказываться об эмоционально-образном содержании музыки;
- речь, внимание, память, творческие способности обучающихся в процессе
Импровизации.
Воспитывать:
-эстетические и эмоциональные переживания детей на основе восприятия родной природы.
Действующие лица: педагог, Осень.
Категория участников: старшие дошкольники.
Оборудование и дидактические материалы занятия :
репродукции картин русских художников, диапроектор, слайды картин об осени, портрет композитора Е. Н. Тиличеевой, корзина с осенними листьями, зонтик, музыкальный инструменты : металлофон, фортепиано, карточки разных цветов.
Музыкальный материал :
Произведения Тиличеевой Е. Н. - : «Бродит осень по лесам», «О чём плачет дождик», «Что у осени в корзине», песня «Несмеяна -осень»муз. слова Н. Куликовой, «Сарафан надела осень» муз. Т. Н. Попатенко,«Падают листья» М. И. Красева, «Вальс»,«Ноктюрн» Ф. Шопена.
Ход занятия:
Под музыку вальса дети входят в кабинет и выстраиваются рядом с педагогом.
Пед. Дорогие ребята, вы пришли на музыкальное занятие, на котором мы здороваемся друг с другом, как правило, пением. Давайте и сейчас поприветствуем друг-друга. (поют приветствие «Здравствуйте» на устойчивых ступенях лада с показом руки, по методике Г. Струве, после чего рассаживаются на стулья).
Пед. (педагог берёт в руки букет из осенних листьев) Друзья, Осень удивительное время года. «…Приятная пора, очей очарованья» - так говорил поэт Афанасий Фет об осени. Осень любима многими людьми. Среди них художники, поэты, композиторы,они не могли не обратить своего внимания на дивное время года и своё настроение, мысли, чувства передавали в своих произведениях. Художники - красками в картинах, композиторы - в звуках музыки, поэты - в стихотворениях. Окунувшись в мир осенней природы сегодня мы с вами познакомимся с песенным творчеством композитора, которая посвятила свои песни этому времени года, узнаем что такое контрасность в музыке.
Пед. (читает стихотворение «Рыжие стихи» автор Иванникова Вика.)
Ветер задира в осеннем лесу
Рыжей ольхе заплетает косу,
Рыжая белка считает в уме,
Скоро ли рыжик поспеет к зиме?
Рыжие кисти рябины в слезах,
Рыжие зайчики скачут в глазах.
Рыжие сосны скребут небосвод,
Рыжая осень по лесу идёт.
(украшает листьями комнату)
Пед. Ребята, какие красивые слова подобрала поэт, назвав эту пору
«рыжей осенью».
Пед. Посмотрите на экран ( на экране проецируются слайды: репродукции картин художников пейзажистов)
Пед. Какая красивая осень у художников. Посмотрите, какая она? Радостная, яркая, золотая, солнечная, теплая. Любят её за ясные дни, за красоту лесов, писаных золотой и багряной краской.
Днём ещё тепло и солнце посылает на землю прощально-нежные лучи.
Пед. Слышите музыку… (музыкальный отрывок «Осенняя песнь. Октябрь.» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского) такую осень представил композитор. Композитор передал другое настроение: - грустное, печальное, здесь осень с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. Октябрь — это уже настоящая осень. Листьев на деревьях почти не осталось. С каждым днём всё холоднее. И дождь, дождь, дождь. Грустное это время — поздняя осень.
Пед. Дорогие ребята, вы увидели, что осень бывает такая разная, разноликая. И сейчас вы услышите три песни об осени советского композитора Е. Н. Тиличеевой (слайд портрета композитора)
И мы будем сравнивать, определять характер, настроение в каждой песне.
Пед. Послушайте первую песню «Бродит осень по лесам».(педагог исполняет песню, на экране показываются слайды «золотой осени»)
Пед. С кем сравнил поэт осень? Какая она по характеру, настроению? Как композитор рассказала о тихой, солнечной осени? (ответы детей по музыкально-выразительным средствам : темп, динамические оттенки, мелодия).
Пед. Ребята, обратите внимание на оформленную выставку иллюстраций, репродукций. Подумайте, какие из них будут созвучны по характеру и настроению песне «Бродит осень по лесам»? (ответы детей)
Пед. Какое настроение в картине «Золотая осень» Левитана? Соответствует музыка картине художника по настроению?
Какими красками пользовался художник, теплыми или холодными? Есть ли среди них те, к которым прикоснешься ладонями и почувствуешь тепло как от костра?
(ответы детей. Звучит музыка на фортепиано, изображающая дождь.).
Пед. Ой, что за шум? На что похожи эти звуки? Правильно, на капельки.
Пед. А давайте теперь попрыгаем, половим эти холодные капельки дождя. (проводится физминутка)
Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом,
Убегаем все мы в дом.
Пед. Друзья, послушайте вторую песню Е. Н. Тиличеевой «О чём плачет дождик?» (на экране слайды поздней осени, педагог исполняет песню).
Пед. Почему не хочет осень, чтобы пришла зима? Какое настроение, характер в песне? Сравните,схожи ли две прослушанных песни по оттенкам чувств, настроений?
Какие из следующих четверостиший будут созвучны второй песне об осени?
(Алексей Жемчужников)
1. Небо холодное-в тучах;
Хмуры лужайки и чащи;
Слышен в берёзах плакучих
Ветер, уныло гудящий…
(И. Бунин)
2. Лес,точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной. (ответы детей)
Пед. Улетели птицы в тёплые края, но остались с нами зимовать другие птицы, назовите их. ( ответы детей: воробей, сорока, ворона, дятел, голубь, синица, снегирь)
Пед. Друзья, давайте построим домики- скворечники, поселим в них наших зимующих птиц и споём про них.
(Проводится пальчиковая игра «Построим дом». Дети считают вслух до пяти и соединяют пальцы правой и левой руки.
«Раз, два, три, четыре, пять.
Строим домик мы опять»
педагог подходит к ребёнку и поё т:
«Построим дом, кто в нём живёт
и песню звонкую поёт»,
дети интонационно пропевают название птицы).
Пед. Спасибо, ребята, вы очень старались!
Пед. А теперь я предлагаю вам послушать стихи, сочинить свою мелодию и спеть, подыгрывая себе на металлофоне.
1. Кап, кап мокрые дорожки
Всё равно пойдём гулять, надевай сапожки.
(Дети выполняют задание на малую импровизацию)
Пед. Перед тем, как послушать третью песню,я хочу вам загадать загадку.
Корабль-великан
Не по морю плывет,
Корабль-великан
По земле идет.
Поле пройдет -
Урожай соберет - (отгадку ребята говорят все вместе).
Пед. Молодцы, ребята. Эту загадку я загадала не случайно, потому что третья песня будет про урожай. И называется она «Что у осени в корзине?»
(Дети слушают песню)
Пед. А какое же здесь передано настроение? Каков характер этой песни?
(ответы детей)
Пед. (В руках у педагога наборы разноцветных карточек : в правой руке все разноцветные, в левой все одного цвета).
Пед. Ребята, мы прослушали три песни про осень, схожи ли они по характеру, настроению? (ответы детей)
Пед. Посмотрите на эти карточки, и выберите правильный вариант трёх прозвучавших песен про осень (дети должны назвать какой вариант карточек соответствует разнохарактерной, контрастной осени).
Пед. Разнохарактерная музыка, которую мы слушали сегодня, называется - контрастной, а похожая по настроению, характеру называется не контрастная.
Звучит музыка, пританцовывая под музыку входит Осень.
Осень : «Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я.
Пед. Здравствуй, здравствуй осень, мы тебя ждали очень. Коль пришла к нам в гости, прими от нас подарок. Мы споём тебе песню «Несмеяна –осень».
(Дети поют песню).
Осень. Спасибо, ребята, молодцы! Не одна я к вам пришла, друзей с собою привела…
Есть у меня друг, отгадайте загадку-
Свернёшь клин, а развернёшь блин (берёт зонт)
Осень : Осенние приметы понятны и просты…
по улицам гуляют волшебные зонты
Пед. Осень, милая, твой зонт волшебный?
Осень : Кто под зонтиком волшебным постоит, тот стихами как поэт заговорит.
(Дети встают под зонтик и читают стихи).
Пед. Осень, осень золотая
Поиграй сегодня с нами.
Осень. С радостью попрыгаю с ребятами через лужицы
(Игра «Обойди и перепрыгни через лужицу. Осень берет детей за руки и со словами:
Дождик!
На дорожках лужи.
Ты по лужам не ходи.
Ты их лучше обойди!
Бегают, перепрыгивая лужицы)
(Осень хвалит детей за ловкость, сноровку, активность. Дети рассаживаются на стулья).
Пед. Дети, Осень нам хочет что-то сказать?
Осень. Ребята, хотите увидеть листопад?
И на прощанье потанцевать с листьями?
Осень. Листья жёлтые танцуют,
С веток падают, летят.
Эту сказку золотую
Называют «листопад».
(Осень рассыпает листья, дети собирают и танцуют с ними. Танцевальная импровизация с осенними листьями).
Пед. Ребята, наше занятие подходит к концу. Осень поддерживала наше настроение. Сегодня я убедилась в том, что вы умеете слушать музыку, определять характер, настроение песен. Умеете петь, играть, а самое главное понимать красивое, прекрасное. Спасибо вам!
Пед. Я предлагаю нарисовать дома понравившуюся вам осень. Затем мы с вами оформим выставку.
Осень. Молодцы, ребята, я вижу вы любите осень и на прощанье мой сладкий сюрприз. (Осень угощает детей сладкими призами).
Пед. Друзья, давайте проводим осень и скажем спасибо, до свидания! (машут листьями).
Пед. На память об осени подарите листочки мамам, они наполнены ещё солнцем, частичкой осеннего тепла.