Людмила Тихонова
«Работа с родителями по организации коллекционирования — одной из форм нетрадиционной формы обучения дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка «Работа с родителями по организации коллекционирования – одной из форм нетрадиционной формы обучения дошкольников» (из опыта работы).
Подготовила: воспитатель Тихонова Л. С.
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад»
Г. Лысково, Нижегородская область
«Кто имеет увлечение, проживает две жизни»
(Китайское изречение)
Публикация «„Работа с родителями по организации коллекционирования — одной из форм нетрадиционной формы обучения дошкольников“» размещена в разделах
Стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно. Взять, к примеру, простые фантики от конфет. Чтобы принести этот фантик в детский сад, необходима и работа с родителями. Информация у ребенка начинает накапливаться уже дома. Это уникальный и простой способ привлечения родителей, так занятых в современном мире, к участию и интересу к жизни и личности ребенка, установлению дружеских семейных отношений, отношений внутри детского коллектива.
Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, была проделана следующая работа. При сборе материалов для экспериментирования, развития моторики еще в первой младшей группе мы провели консультации «Игры дома», «Играем пальчиками – развиваем речь», «Волшебство обычных предметов». Это положило начало коллекционированию. Немного позже мы проводили анкетирование, целью которого было выявление отношения к собирательству и наличие интереса к этому у родителей. Результаты порадовали: более 80 % родителей и сами собирали что-то (значки, вкладыши, фантики, марки, особенно в детстве. Провели родительские собрания на темы : «Домашние коллекции», «Чем живёт наш ребёнок», где побуждали родителей поощрять интересы ребёнка к собиранию, оказывать помощь (в оформлении, создании доброжелательной атмосферы к собирательству, эмоционально откликаться на восторг ребёнка, поиск информации при возникновении вопросов и т. д.). Провели мастер – класс «Игры с пуговицами», показали презентацию «Игры с крупами». Дети всегда остро реагируют на критику взрослых, особенно родителей. Найденный родителями камень в кармане у ребё нка с раздражением выброшенный в ведро со словами: «несёшь всякую дрянь домой» может навсегда отбить интерес у маленького исследователя. И, наоборот, обычную ракушку из кармана ребёнка можно рассмотреть с таким восторгом, предложить придумать для неё имя, поместить в красивую шкатулку – и начало коллекции положено, интерес возник! Подчёркивалась значимость не только сбора коллекций, оказания помощи детям, поддержания интереса, но и самой работы по использованию коллекций для развития и воспитания детей дома. Предложены игры и упражнения для развития моторики рук, общей моторики, развития речи, обогащения сенсорного опыта, релаксаций, экспериментирования, варианты использования коллекций в художественно-эстетическом творчестве. Конечно, с родителями обсуждались правила и критерии, по которым отбирались предметы для коллекций.
В настоящее время дома дети чаще всего коллекционируют маленькие игрушки, такие как пони, русалочки, гномики, феи, заколки, легковые машинки, машины - трансформеры, цветные мячики-попрыгунчики, герои мультфильмов и др. Анализ домашних коллекций позволил выявить, что чаще дети собирают героев зарубежных мультфильмов. Хотя игрушки с российскими героями присутствуют тоже. Гораздо реже коллекционируют фантики, пуговицы и т. п. У одного ребёнка может быть несколько коллекций.
Так, например, у Василисы М. собраны и пополняются коллекции гномов, заколок, русалок, фей, пони, собачек.
У Филиппа М. коллекции машинок, солдатиков, героев мультфильма «Щенячий патруль».
У Димы М. традиционная коллекция мягких игрушек.
Начав сбор коллекций с первой младшей группы, ещё в процессе адаптации детей, мы пополняли уголок экспериментирования, природы, познавательного развития, конструирования. Родители и дети с энтузиазмом помогали, приносили разнообразные камушки, шишки, киндер-сюрпризы, ракушки, фантики и другие предметы, которые зачастую просто бы выбросили. В группе мы с детьми с восторгом рассматривали эти предметы, играли, придумывали необычные места хранения. Мы заметили, что собирательство – интересный приём адаптации. Ребёнок намного легче расстаётся с родителями, когда у него есть важное дело в группе – показать с гордостью свой предмет, рассказать о нём, узнать, как и во что можно с этим предметом поиграть, внести свой вклад в общее дело. Так, с такого невинного собирательства началось полезное во всех отношениях хобби –коллекционирование. Именно оно стало в нашей группе замечательным увлечением, объединившим родителей, детей и педагогов.