Валентина Соловьева
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Путешествие в прошлое лампочки»
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА, КОММУНИКАЦИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
ЦЕЛЬ: Познакомить с историей электрической лампочки.
ЗАДАЧИ:
обучающая - расширять представление детей о целостной картине мира, познакомить с историей возникновения электрической лампочки, обогащать представления о мире предметов, создающих комфорт, подвести к понятию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей; познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим „Путешествие в прошлое лампочки“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Электрическая лампочка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
развивающая - развивать интерес к прошлому этого предмета, связную речь, обогащать и активизировать словарный запас; творчество, фантазию;
воспитывающая - воспитывать познавательную детскую активность, любознательность.
МАТЕРИАЛ: свеча, лучина, керосиновая лампа, электрическая лампочка, спички, различные светильники и иллюстрации с изображением пещеры, костра, факела, лучины, свечи, керосиновой лампочки, электрической лампочки, различных светильников; альбомные листы, карандаши, фломастеры, презентация на тему «В прошлое лампочки».
Ход НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель: «Ребята, что вы делаете, войдя в темную комнату? (Ответы детей). Ну, конечно же, включаете свет! Сделать это проще простого: достаточно просто щелкнуть выключателем - и … загадывает загадки:
Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
ярким пламенем зажжется.
***
Висит она без дела днем,
А ночью освещает дом.
Молодцы! Вы правильно отгадали загадки, это электрическая лампочка. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, в прошлое электрической лампочки. А чтобы не простудиться в путешествии, нужно сделать массаж ушных раковин:
«Подходи ко мне дружок, становись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди и скорее покажи.
Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами.
Ушко тянем в низ, ты смотри не отвались.
А потом, потом, потом, покрутили «козелком».
Ушко, кажется, замерзло, отогреть его как можно?
Вот так, вот так! 1, 2, 1, 2 вот и кончилась игра».
А сейчас закройте глаза, я произнесу волшебные слова, и мы окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом лампочки. 1, 2, 3 – мы пришли! (Воспитатель снимает салфетку со стола) Что за предметы на столе?»
Дети перечисляют предметы, стоящие на столе свеча, керосиновая лампочка, спички, электрическая лампочка и называют предметы, изображенные на иллюстрациях костер, светильники и так далее.
Воспитатель: «Что общего у этих предметов?»
Дети: «Они зажигаются и дают свет».
Воспитатель: «Сейчас мы поговорим о том, как человек придумал свет.
Давным-давно люди жили в пещерах, разводили огонь (костер, на котором готовили пищу и у которого грелись. От костра в пещере становилось светло и тепло. А как вы думаете, человеку трудно было ходить ночь? Почему?»
Дети: «Ничего не видно, темно».
Воспитатель: «Кто знает, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью? (Ответы детей). Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. А затем на конец палки стали наматывать промасленную паклю. Так появился факел. В давние времена с факелами не только ходили по улицам, но и на стенах их укрепляли, чтобы освещать помещения. Как вы думаете, удобно ли было пользоваться факелом? (Ответы детей). Мне кажется, что нет! Да и в доме такая штука не просто неудобна, но и опасна: ведь может случиться пожар!
Затем люди придумали лучину. Что это такое? (Ответы детей). Это обыкновенная деревянная щепка, заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы, так как она лучше горит. Один конец лучины зажигали, а другой вставили в специальную подставку, светец. Как вы думаете, на какое слово похоже слово "светец"? (Ответы детей). Ну, конечно же, на слово "свет". Под светец ставили специальную ванночку с водой: ведь в деревянном доме даже маленькая искорка, упавшая на пол, может привести к настоящему пожару! Но пожары все равно случались, да и света от лучины было маловато, к тому же, она очень быстро сгорала, и приходилось ее заменять на новую. Словом, не очень-то было удобно! Лучинами люди пользовались и в годы войны, чаще всего их использовали в землянках».
Воспитатель зажигает лучину; дети наблюдают, как она горит. Он обращает внимание на то, что от нее мало света, она быстро сгорает и коптит.
Воспитатель: «Как вы думаете, при свете такой лучины хорошо видно? Надолго ли хватит лучины?» (Ответы детей).
Воспитатель: «Прошли годы, и человек придумал свечу. Свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала. Вы все видели свечу? Как она устроена? Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток».
Затем воспитатель зажигает свечу, спрашивает: «Как вы думаете, чем неудобна свеча?»
Дети: «Ею можно обжечься, из-за нее может начаться пожар, она коптит, дает мало света».
Воспитатель: «Люди стремились придумать более удобное освещение своего жилья и придумали керосиновые лампы, которые заправляли керосином, полученного из нефти. Такие лампы ставили на стол, вещали на стены. Сверху на такую лампу надевали стекло. Она горела гораздо ярче и дольше чем лучина или свеча, а, кроме того, была более безопасной». Объясняет принцип ее действия.
Воспитатель: «Кто видел керосиновую лампу? Она удобнее, чем свеча? (Ответы детей). Да, с такой лампой можно выходить на улицу и в дождь, и в ветер».
Проводится физкультурная минутка.
Воспитатель: «Прошло много лет, но человек продолжал искать новые способы удобного освещения своего жилища. Так русский инженер Александр Ладынин создал электрическую лампочку, которая горела так ярко и была такой удобной и безопасной, что очень скоро люди перестали пользоваться и свечками, и керосиновыми лампами. Электрическая лампочка и сейчас в темные вечера и ночи освещает наши дома и квартиры. И сегодня любой малыш может влезть на стул, щелкнуть выключателем, и. загорится электрическая лампочка, свет!
Долго может гореть такая лампочка? Она удобнее, чем керосиновая? Чем? В настоящее время в домах много разных красивых светильников: на потолке висят люстры, на стенах – бра, на столах стоят настольные лампы и т. д.».
Воспитатель: «Теперь вы убедились, как неудобно жить без света. Мы с вами привыкли, что в наших домах горит свет, по вечерам освещаются фонарями улицы. Это так удобно. Но с электричеством обращаться надо очень осторожно. Без разрешения взрослых нельзя включать электроприборы, нужно знать правила обращения с ними. Помните: неосторожное обращение приводит к пожарам!
А теперь давайте немного пофантазируем и нарисуем красивые светильники и люстры, от которых много яркого света».
Дети рисуют, а затем рассматривают рисунки, обмениваются впечатлениями.