Раиса Федотова
Конспект занятия с включением национального компонента «Путешествие в мордовский национальный драматический театр»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Продолжать обучать детей разговорной эрзянской речи. Добиваться правильного произношения слов на эрзянском языке. Учить детей обозначать словом видимые предметы, распознавать слова с составе высказывания. Воспитывать интерес к эрзянскому языку, желание разговаривать на эрзянском языке. Развивать интерес к своему городу. Воспитывать чувство товарищества.
Материал: Атрибуты для театрализации, кукла в национальном костюме, афиша, иллюстрации с изображением транспорта, картинки с изображением одежды и природных явление.
Публикация «Конспект занятия с включением национального компонента „Путешествие в мордовский национальный драматический театр“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Республика, область, край. Список городов
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
Методические приё мы: Дидактическая игра «Знакомство», рассматривание национального костюма, беседа в форме – вопрос-ответ, театрализованная деятельность детей, пение песенок, потешок, рассказывание стихов.
Предварительная работа: заучивание наизусть песенок, дразнилок, потешек на эрзянском языке, беседы о родном городе, экскурсии на Советскую площадь вместе с родителями, в музей им. Эрзи, рассматривание иллюстраций.
Словарная работа: Няка – кукла, эйкакшонь кудо.
Ход НОД
В: - Эйкакшт, минек течи инжеть,
В: - Мериде тенст шумбра чи.
В: - Дети, у нас сегодня гости, пожелайте им доброго дня!
Д: - Шумбратадо инжеть!
- Шумбратано!
В: - Эйкакшт, дайте налксетяно!
- Дети, давайте поиграем?
Проводится мордовская старинная игра «Маки – маки». После игры слышится голос из-за двери: «Эйкакшт, эйкакшт!»
Воспитатель: Вай, эйкакшт, нас кто-то зовёт – кукла в национальном костюме.
Воспитатель: Тон ки? Ты кто?
- Мон Ната! Шумбратадо!
- Дети и гости Шумбратадо!
Дидактическая игра «Знакомство». Кукла подходит к детям, а дети называют имя, фамилие, сколько лет, девочка или мальчик.
Кукла обращается к девочке :– Тон кие?
- Мон Настя Черясова. Мон якан эйкакшонь кудов. Мон тосо налксян.
- А тон ки?
- Мон Никита Калявин. Мон цёрыне.
- Мон Настя Сульдяйкина. Монь ули лялям.
- Мон Оксана Козеева. Монь ули бабам, лемезэ Маша!
- Мон Вика Воеводина. Мон тейтерькан.
В: - А ней ёвтынк веёсэ, кинь кода лемезэ.
- А теперь вместе скажите, кого как зовут. (Дети говорят)
Кукла: - Кодат эйкакштне вадрят!
- Какие дети хорошие!
В: - Эйкакшт, посмотрите какое красиво платье у Наты, как вы думаете, где могли ей сшить?
Ответ: - На фабрике мордовские узоры!
В: - Как называется платье на мордовском языке?
Д: - Панар!
Дети рассматривают платье, называют цвета – белый, якстере, пиже, ожо, сэнь – ашо, красный, зелёный, жёлтый, синий. Ната может подойти к детям и спросить цвет платья или колготок.
Воспитатель: Эйкакшт те Няка – эта кукла (хоровые и индивидуальные ответы детей).
Ната: Эйкакшт, чуть не позабыла – у меня есть пригласительный билет в музыкальный драматический театр, но я не знаю где театр, и как можно туда попасть.
В:- Давайте Нате поможем.
В:- Где расположен музыкальный драматический театр?
Д:- Музыкальный драматический театр имени Яушева находится на Советской площади! (Иллюстрация, дети показывают на карте города, на иллюстрациях).
В: - Паро эйкакшт!
В: - А как можно доехать до театра?
Дети перечисляют транспорт и выбирают автобус
В:- Паро, транспорт выбрали, а ней давайте выберем, во что нам одеться.
В:- Какое время года?
Д:-Теле!
В:- Почему? Мекс?
Д:- Прась ашо лов. Выпал белый снег. Якшамо – холодно.
Кто-то из детей выбирает картинки и прикрепляет на фланепеграф по времени года.
В:- Ну, а ней адядо ки лангов!
В:- А вот и наш автобус, Никита шофёр, а мы пассажиры. Чтобы нам было веселее, послушаем мордовское радио.
1. Песня «Сезяка». (Поют дети)
2. Потешка «Тьфу – тьфу». (Дети рассказывают)
3. Стихотворение Насти Ч. «Ёлкине».
Водитель: Пачкодинек, доехали!
Дети подходят к ширме – обращает внимание детей на афишу и говорит детям.
В:- Если вы назовёте героев на эрзянском языке, то сумеете отгадать название представления: дети перечисляют.
Медведь – овто,
Нумоло – заяц,
Верьгиз – волк,
Ватракш – лягушка,
Гуй – уж,
Чеерь – мышь,
Киска – собака,
Ломань – человек.
В:- Кода кискась ялга вешнесь? (Как собака друга искала)
Дети подходят к стульчикам, надевают маски и драматизируют сказку по ролям, воспитатель читает текст нга эрзянском языке, киска обращается тоже на эрзянском:
- Шумбрат, нумоло! Давай ладямо, вейсэ эрямо!
Нумоло:- Давай киска, адя удомо.
Инсценировка сказки по ролям.
И так в конце спрашивает воспитатель: Кто стал верным другом для собаки?
Дети:- Ломань.
В:- А почему?
Ответы детей.
В:- А какие пословицы знаете?
Д:- «Человек без друзей, что дерево без корней».
Д:- «Старый друг, лучше новых двух».
Д:- «Нет милее дружка, чем родная матушка» и мн. другое.
Ната:- Вай эйкакш т, мон тоже муинь эстянь вадря ялгат!
- Я тоже нашла себе хороших друзей, верных, только вот мне пора возвращаться в свою деревню.
В:- Ну и нам пора эйкакшонь кудов (в детский сад).
- Давайте повторим – эйкакшонь кудов!
Садятся в «автобус», едут под мордовскую мелодию «Умарина»
Ната:- Экакшт, вастомазонок!
Дети: Вастомазонок, Ната!
Вастомазонок, инжеть!
Литература:
1.«Валдоня» (Светлячок)- программа и методические рекомендации.
2. Программа и методические рекомендации по обучениюдетей мордовским (мокша, эрьзя) языкам в дошкольных образовательных учреждениях. Под редакцией А. И. Исайкиной.
3.«Моя страна» - (практическое пособие).
Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников – Натарова В. И.