Валентина Тарико
«Путешествие по зимнему лесу». Конспект НОД по экологии (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологии (старшая группа
Программное содержание
• Закрепить с детьми правила поведения на природе.
• Учить детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму и т. д. ; побуждать детей узнавать и называть животных и птиц, живущих в лесу.
• Воспитывать экологическое сознание, желание оберегать природу.
• Закреплять умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей.
Публикация «„Путешествие по зимнему лесу“, Конспект НОД по экологии (старшая группа)» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материал: воздушный шарик; берлога для медведя, шубка для зайчика; картинки с изображением предметов одежды, корзинка, кормушка для птиц; картинки с изображением зимующих птиц.
Ход занятия
В-ль: Ребята, к нам в группу залетел шарик. Посмотрите, какой красивый!
- Ой, ребята, тут и письмо есть! Его нам прислал Старичок-Лесовичок. Давайте прочитаем, что же он нам пишет.
Письмо от Лесовичка
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Старичок - Лесовичок. У меня беда. Уже наступила зима, а лес мой и его обитатели к зиме ещё не готовы. Я обратился к вам, чтобы вы мне помогли. Пожалуйста, помогите подготовить мой дом к зиме».
В-ль: Ну что, ребята! Поможем Старичку - Лесовичку? (Ответы детей)
- Тогда отправляемся в путь. Но постойте! Мы же с вами не подготовились к прогулке в лес, не оделись тепло.
Игра «Подбери одежду»
Перед детьми вперемешку разложены картинки с изображением предметов одежды. Дети должны выбрать только ту одежду, которую нужно одевать зимой.
- Молодцы, ребята! Теперь мы можем отправляться в лес. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: «Повертелись, покружились и в лесу мы очутились!» (кружатся). Открывайте глаза. Вот мы с вами и в лесу.
- Ребята, посмотрите сколько много деревьев в лесу. Что это за деревья? Назовите их. Как вы думаете, они готовы к зиме? (Нет)
- А почему они не готовы? (Потому что на них нет снега! Потому что их корни не укрыты снегом)
- Правильно! Давайте поможем деревьям.
Дети кладут снег (вату) на ветви, корни ёлочек.
Игра «Снежинки»
Стою и снежинки (Ритмичные удары пальцами левой руки)
в ладошку ловлю. (начиная с указательного, по ладони правой руки).
Я зиму, и снег, и снежинки люблю (Ритмичные удары пальцами правой руки,
начиная с указательного, по ладони левой руки).
Но где же снежинки? (На первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать.)
В ладошке вода.
Куда же исчезли снежинки? Куда? (На первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать.)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи (Мелкие потряхивания расслабленными ладонями).
Как видно, ладошки мои горячи.
- Вот теперь наши деревья готовы зимовать. Идём дальше.
В-ль: Ой, а это что такое? (стоит поломанное дерево).
Ребё нок: Ветром дерево качало,
Ветром дерево сломало.
Ранка на его стволе
И макушка на земле.
В-ль: Кто же дереву поможет.
Ветер, он помочь не сможет?
(к дереву подходит ребёнок).
В-ль: Тут Андрюша подошёл,
Приподнял немного ствол.
И заботливо потом
Обвязал его бинтом.
Ребё нок: Ствол поправился почти.
Будет дерево расти.
В-ль: Какую пользу приносят деревья?
Дети: Деревья выделяют кислород, и все живые существа им дышат. Корой деревьев питаются звери.
(Выходит старичок-лесовичок)
С. -Л. : «Кто в лесу моём гуляет
Тишину здесь нарушает?
А-а-а, это вы ребятишки
Девчонки и мальчишки
Ну, здравствуйте!»
Дети: Здравствуйте!
С. Л. : Я Старичок-Лесовичок,
Кто природу не любит и губит с теми я сердит и строг
А кто охраняет, Лес уважает,
Птиц не обижает, зверюшкам помогает
Тот гостем желанным у меня бывает»
- А вы зачем пришли?
В-ль: Объясняю, что получили письмо и спешим помочь, кому зимой в лесу плохо, кто в помощи нуждается?
С. Л. : Видел, видел, как вы ловко лес убрали и дерево вылечили.
С. Л. : Ну чтобы кому-то помогать, надо Азбуку лесную знать!. Я смотрю, вы добрые ребятки, слушайте:
1. Если крикну: «У_у-у», значит охотник идёт, надо его из леса прогнать, вы будете топать ногами (показывает)
2. Если крикну «А-у-у», значит надо показать дорогу заблудившему. Вы будете хлопать вот так – это сучья в лесу трещат. (показывают)
Внимание! Начинаем на лесном языке разговаривать!
Игра «Лесная азбука» - физкультминутка
Дети играют со старичком-Лесовичком.
- Спасибо тебе Старичок-Лесовичок, теперь и мы будем знать Лесную Азбуку. Мы очень спешим, ведь мы ещё не всё сделали.
С. Л. : Подождите, подождите. Ведь это мой лес, а вы знаете как вести себя в лесу?
Дети: Да!
С. Л. : Вот я сейчас и проверю. Помогите мне найти ошибки в поведении детей на прогулке в лесу.
(Снимает с дерева письмо и читает)
«Целый день дети провели в лесу. Они бегали, прыгали, кричали, ломали деревья. На полянке разожгли костёр, пообедали и оставили после себя много мусора».
В-ль: Какие ошибки вы нашли в поведении детей?
1. Нельзя бегать и кричать – распугаешь животных и птиц.
2. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.
3. Нельзя оставлять мусор в лесу – загрязняет природу.
4. Нельзя оставлять зажжённые костры – может загореться лес.
5. Нельзя обижать животных и птиц.
С. Л. : Молодцы ребята, вижу, знаете, как надо вести себя в лесу. А теперь я могу и отдохнуть. (Садится).
В-ль:
Нас в любое время года учит мудрая природа.
Птицы учат пению, паучок – терпению.
Пчёлы в поле и саду обучают нас труду.
И к тому же в их труду всё – по справедливости.
Отражение в воде учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте
И при всей огромности
Обучает скромности.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород, весь большой лесной народ,
Учат крепкой дружбе.
Природа учит нас, но и сама нуждается в нашей помощи.
(Раздаётся пение птиц).
В-ль: Кто это?
Дети: Птицы.
В-ль: А вы знаете как называют птиц, оставшихся у нас на зиму?
Дети: Зимующие.
В-ль: Назовите их.
Дети: Воробьи, голуби, дятлы, синицы, снегири.
В-ль: А как живётся птицам зимой? Чем они питаются?
Дети: Крошками, зёрнами, семенами, жучками, червячками.
В-ль: Выпал снег, прикрыл семена, жучки и червячки спрятались в кору деревьев и землю. Что делать птицам?
(Дети инсценируют отрывок из стихотворения Б. Брехта «Зимний разговор через форточку»)
1-ый ребё нок: Я – маленький воробей.
Я гибну, дети, спасите!
Я летом всегда подавал сигнал,
Чтоб сторож ворон с огорода гонял
Пожалуйста, помогите!
Все хором: Сюда, воробей, сюда!
Вот тебе, друг, еда. Благодарим за работу!
2-ой ребё нок: Я – дятел пёстрый такой,
Я гибну, дети, спасите…
Всё лето я клювом стволы долбил,
Тьму вредных букашек поистребил,
Пожалуйста, помогите!
Все хором: Сюда, наш дятел, сюда!
Вот тебе, друг, еда.
Благодарим за работу!
В-ль: Дети, видите, как плохо птицам зимой. Давайте мы им поможем.
Дети: Надо повесить кормушку, и насыпать туда крошек и зёрнышек.
Игра «»Птичья столовая»
Дети вешают птиц на деревья
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри, -
Прилетели снегири.
Три вороны в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
Ну а в воскресенье
Было общее веселье!
В-ль: В лесу живут не только птицы, но и те, для кого лес – это дом. И вы их хорошо знаете. А помогут вам мои загадки, но они не простые, это загадки – обманки. Будьте внимательны.
1. В малине понимает толк
Хозяин леса – это…. (медведь).
2. Кто любит по веточкам носиться,
Конечно, рыжая…. (белка)
3. Косоглазый, маленький, в белой шубке, валенках (Заяц).
Звучит музыка. Появляется медведь
В-ль: - Ребята, посмотрите, да это же мишка! Вот это чудеса!
Разве мишка зимой гуляет по лесу? (Нет) А что он должен делать? (Спать) А где спит медведь? (В берлоге) Так почему же он не спит? (Ответы детей)
В-ль: Давайте поможем мишке! Найдём его берлогу и уложим его спать. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу и там станет тепло и тихо, и мишка сладко заснёт, посасывая лапу. Чем сильнее морозы, тем слаще спит косолапый. Ребята, как вы думаете, а медведю зимой холодно? (Нет) А почему? (У него тёплая шуба)
Дети укрывают берлогу «снежным покрывалом».
Игра «Мишка»
Есть в лесу под ёлкой хата
В ней уснули медвежата.
(Сложить ладони под щёчкой)
Но меньшой не хочет спать,
Маме стал надоедать.
(Погрозить пальцем)
Просит: «Ужин мне состряпай!
Принеси скорей сюда:
Мёду, рыбки из пруда».
(Показать бочонок с медом, выполнять
волнообразные движения рукой)
«Баю-баю, надо спать!»-
Напевает сыну мать – (Погрозить пальцем)
«Ты уснёшь и сон придёт, (Сложить ладони под щёчкой)
Всё в корзинке принесёт!» (Показать ладонями на корзинку)
Звучит музыка. Появляется зайчик.
- Ребята, посмотрите! А это кто здесь прыгает? (Зайчик). А он подготовился к зиме? А какого цвета шубка у зайчика? (Серая) А какая должна быть зимой у него шубка? (Белая) А зачем зайка меняет шубки? (Чтобы на снегу его не было видно)
Давайте поможем зайчику поменять шубку!
Дети надевают на зайца белую шубку.
- Молодцы! Теперь нашего зайчика не найдёт серый волк? (Нет) Почему? (Снег белый и шуба у зайчика белая) А что ещё помогает зайчику не попасть в беду? (Быстрые лапки) Зайчик умеет очень быстро прыгать. Он запутывает следы, петляет, чтобы его никто не нашел. Он умеет прятаться в самых неожиданных местах.
Игра «Зайчик»
Скок – поскок, скок-поскок,
(прыжки)
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок. (прыжки)
В-ль: Ребята, как вы думаете, мы справились с заданием Старичка-Лесовичка? Помогли ему? Как мы помогли?.
Дети: 1. Укрыли корни деревьев снегом.
2. Помогли птицам.
3. Вылечили дерево.
4. Помогли зверям. И теперь мы знаем, как вести себя в лесу.
С. -Л. : Молодцы, ребята! Спасибо! А за то, что вы были хорошими гостями в лесу, я хочу наградить вас, потому что за всякое добро, надо добром платить. Вот, возьмите корзинку, а в ней угощение от меня и от тех, кому вы помогли подготовиться к зиме.
В-ль: Спасибо, Старичок-Лесовичок. Когда понадобимся снова, зовите, мы всегда готовы помочь. Верно, ребята?
Дети: Да!
С. -Л. : До свидания, ребята! До новых встреч!
Дети: До свидания, Старичок-Лесовичок!
В-ль:
Пусть исчезнет зло на свете,
Пусть с природой дружат дети.
Ведь и зайцы и лисицы, насекомые и птицы
И растения живые – людям братья все родные!
Старайтесь их не обижать, любить, беречь и уважать!
Песенка друзей природы
1. Ничего на свете лучше нету,
Чем беречь любимую планету.
Чтоб деревья землю украшали,
Чтоб цветы повсюду расцветали.
2. Мы свое призванье не забудем:
Помогаем птицам, зверям, людям.
Мы хотели б, чтобы птицы пели,
Чтоб леса зеленые шумели.
3. Пусть цветет цветочная поляна,
Вырастают сосны-великаны.
Будет чистым небо голубое,
В этом мире мы нужны с тобою.
В-ль: Вот и закончилось наше путешествие по зимнему лесу, и нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и произнесё м волшебные слова: «Повертелись, покружились, и в саду мы очутились».
Дети : До свидания!