Ольга Ивановна Упорова
Конспект занятия «Путешествие по экологической тропе» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие по экологической тропе»
Цель : Формирование сознания, экологических чувств и экологической культуры.
Задачи : Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразие.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по экологической тропе“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитывать бережное отношения ко всему живому на Земле.
Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе, желание бороться за ее сохранение.
Развивать знания о природе.
Развивать мышление, речь, воображение, внимание.
Ход занятия.
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по нашей «Экологической тропе»
Выходит Лесовик
Лесовик: Здравствуйте ребята! Это я седой старик.
Называюсь лесовик. Я лес сторожу
За порядком слежу.
Сегодня, когда я проходил по своему лесу увидел на вашем заборе яркую картинку с изображениями моих растений. Подумал, подумал я и решил зайти к вам в гости и спросить вас,почему мои деревья у вас в каких то кружочках?
Воспитатель: Лесовик, а мы с ребятами сегодня как решили поговорить о растениях, которые растут на нашем участке.
Ребята, а вы любите цветы? Деревья? Шелест листьев, журчанье ручейков.
Лесовик: Молодцы, ребята, что ж я вижу, вы любите природу. А назовите деревья, которые растут на участке детского сада. (ответы детей).
Воспитатель: Лесовик, а ты хочешь отправиться с нами в путешествие по экологической тропе? Первая наша станция «Акация».
Эта порода кустарников, кстати, очень любимых в нашем городе за то, что их используют при озеленении многих населенных пунктов и нашего детского сада. А вы знаете, что соседство с акацией очень полезно многим растениям, так как она обогащает азотом почву. За обильное, щедрое цветение акация очень любима пчеловодами. И потому пасеки часто обсаживают этим медоносом.
Воспитатель: Продолжаем наш путь. Вторая станция «Огород». Ребята расскажите нашему гостю, куда мы пришли.
Лесовик: Ну и огород.
А почему ничего в нём не растет
Нет, редиски и где лучок
Нет петрушки, а кабачок?
Ну а без капусты
В огороде вовсе пусто.
Воспитатель: А мы тебе с ребятами сейчас расскажем, что у нас тут было и почему сейчас пусто.
Ответы детей: Как выращивали рассаду и высаживали, поливали, пропалывали. Собирали урожай и продавали на ярмарке.
Лесовик: Вот какие молодцы.
Вот у вас была работа: И полить, и подрыхлить,
и удобрить, а ещё урожай свой сохранить.
Воспитатель: А наше путешествие продолжается. Третья наша станция «Рябина».
Рябина- жительница лесных полян и опушек, но русские люди издавна хотели приблизить к себе это дерево: сажали его перед окнами в полисаднике, около изгороди в саду и на обочинах дорог. Они верили в то, что деревце обладает магической силой. Бросая рябину в огонь, гадали о намерениях прибывших издалека людей: с миром те пришли или с войною. Когда строили дом, у ворот перед ним сажали рябину, считалось, что она оберегает от недобрых людей.
Сейчас забыты старые поверья, но люди продолжают сажать рябину у своих домов и не за её магическую силу, а за её скромную и трогательную красоту. Рябина хороша во все времена года: и ранней весной, когда распускаются её светло-зелёные листочки, и ранним летом, когда она стоит лёгкая и светлая в красоте своих белых и душистых цветов и, конечно, осенью, когда невозможно оторвать глаз от ветвей, украшенных зрелыми пунцовыми ягодами.
Давно замечено, что, когда рябина начинает цвести, наступает настоящее лето, в народе его называют «рябиновым теплом».
Послушайте, какие ещё есть приметы, связанные с рябиной.
Подготовленные дети называют приметы.
1. Рябина становится сладкой на свои именины.
2. Нет рябины- осень не осень.
3. Если рябины в лесу много, осень будет дождливая, если мало, то сухая.
4. Много ягод на рябине - к холодной зиме.
5. Если листья на рябине завянут и останутся на зиму, то будут сильные морозы.
Воспитатель: Ну что пойдём дальше. Четвёртая станция «Столовая для птиц».
Лесовик посмотри и скажите, что у нас нарисовано и написано на этом стенде? Правильно это птичья столовая для всех птичек которые живут в нашем городе. Ребята а вы знаете, какие птицы прилетают к нам в «Птичью столовую»(ответы детей) Зима в наших краях очень суровая, морозная с вьюгами и метелями и этим птицам очень трудно зимой прокормиться, поэтому люди делают кормушки для птиц, помогают им перезимовать, но и в другие времена года птиц надо подкармливать потому что не все птицы могут найти самостоятельно корм в природе. Давайте покормим наших птичек.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Это дерево большое,
На ветвях его растет,
Не листва - густая хвоя
Зеленеет круглый год,
И всегда на шишки щедр
Исполин сибирский - (Кедр).
Правильно давайте познакомимся с ними поближе, и вы узнаете о нем что-то новое и интересное. Вся природа спит, кругом бело, а наши хвоинки стоят зеленые.
Почему эти деревья стоят зеленые?
Дети: это хвойные деревья и в отличие от лиственных деревьев они всегда зелёные.
- А где обычно растут хвойные деревья?
Дети: в лесу, в парке, в питомнике и в нашем детском саду.
- А какие хвойные деревья у нас растут?
Дети: кедр.
Кедр издревле считался священным деревом, рубить, его было запрещено.
Как вы думаете, зачем звери приходят к кедру? /ответы детей/.
Звери приходят к кедру, чтобы полакомиться кедровыми орешками.
А когда на кедре появятся семена, шишки, в которых орешки спрятались, в орешки то к нему прилетает маленькая рябая птичка, которая, называется Кедровка.
Воспитатель: Ребята, а вот ещё одна загадка о дереве :
И гадать не надо даже -
Тут же, сразу назовем,
Если только кто подскажет,
То, что жёлуди на нем!
(Дуб);
Правильно это дуб. Дуб растёт медленно, сначала – сильнее в высоту, в среднем до 200 лет, – затем расширяется всю оставшуюся жизнь.
Цветут дубы в мае. Плоды – желуди – созревают осенью. Листья на дубах опадают неохотно, некоторые остаются висеть на ветвях сухими почти всю зиму.
Любят дуб лесные жители, за то, что оберегает, дарит жилье. Среди ветвей дуба часто селятся птицы. А также за вкусные угощения в виде желудей.
А наши предки называли дуб «хлебным деревом» потому что из желудей делали муку и пекли желудевый хлеб. Еще из желудей делали напиток. Дубовые листья использовали при засолке огурцов. В бане мылись с помощью веников из дубовых листьев.
Лесовик: А я хочу с ребятами провести игру «Беги к дереву или к кусту»
Пока звучит бубен вы ребята бегаете только он замолчит вы бежите к тому дереву или к кусту какое я назову.
Воспитатель: Знаете ребята, как в одной песне поется: «У Природы нет плохой погоды. Каждая погода – благодать! Дождь ли снег, любое время года надо благодарно принимать». Вот и мы отправляемся с вами на пятую станцию «Метеостанция»
Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нужна метеостанция? (для того, чтобы наблюдать за погодой)
- А кто знает кто такие метеорологи? (это люди, которые составляют прогноз погоды) - Прежде, чем мы с вами начнем говорить о погоде, отгадайте загадки о погодных явлениях, которые мы можем наблюдать.
Готовы?
Это важный показатель,
Градусник - ее приятель.
Если жарко - высока,
А в мороз она низка. (Температура)
Каким прибором измеряем температуру
Он на лужах, посмотри,
Выдувает пузыри.
Хочет, чтобы я и ты
Не забыли про зонты. (Дождь)
Каким прибором измеряем осадки в виде дождя
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака)
Каким прибором определяем какие облака
По полю рыщет, поет да свищет,
Деревья ломает, к земле приклоняет. (Ветер)
Каким прибором измеряем силу ветра
Лесовик: А вот отгадайте ка загадку о дереве которое растет на вашей метео станции.
Круглое, румяное.
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И конечно детки.
(Яблоко)
Воспитатель: Правильно ребята это про нашу дикую яблоню. Растет яблоко долго - от ранней весны до поздней осени. Весной Яблонька радует нас бело-розовыми нежными цветами. Летом цветочки преображаются в маленькие плоды-яблочки.
Если мало было солнышка, влаги, то и яблочко будет кислым, не сочным. О нем надо заботиться, чтобы яблочко налилось спелостью, стало румяным и сочным.
Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся к следующей станции к удивительному дереву, а к какому мы узнаем из загадки.
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
К низу веточки спускаются,
А на веточках сережки. (Береза).
- Да, верно это береза.
- Ну, что отправляемся в путешествие? (ответы детей)
Игра с движениями:
1) Мы идем по пыльной проселочной дороге (топают ногами);
2) теперь идем по высокой сырой траве (ходьба, высоко поднимая колени, оттягивая носок);
3) а вот впереди болото, осторожно! Перешагивайте с кочки на кочку (перепрыгивание из стороны в сторону);
4) попали в дремучую чащу, где ветки наклоняются до земли (наклоны в стороны, с имитацией «раздвигания веток»);
5) а вот и другая тропинка, шуршит песок под ногами (ладони издают шуршащий звук, ноги скользят по земле);
6) мостик впереди, перешагиваем через брёвнышки (поднимание ног по очереди).
- Ну, вот мы и пришли!
Подвести детей к березке.
Березку называют красавицей русских лесов. Это дерево символ России. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года.
Березка украшает наши города. Это красивое дерево. Про березку написано много стихотворений, песен, и загадок.
Лесовик: Ребята, как вы думаете, трава живая? А гром?
Игра: «Живое-неживое».
Молодцы, ребята. Очень я вами доволен, вы знаете много пословиц, стихотворений, загадок. Ой, что-то я притомился. Пойду я отдохну, а вы продолжайте свое путешествие. До свидания, ребята. (прощаются).
Воспитатель: Лесовичок ушел отдыхать, но, а мы продолжим свой путь. Ребята а это что такое?
Это сирень. Ее можно узнать сразу, у нее листочки, как сердечки и она вкусно пахнет и красиво цветет.
Распустился ландыш в мае
Самый праздник в первый день
Май цветами провожая
Распускается сирень
Вот и заканчивается наша прогулка по экологической тропе, что же больше всего вам интересного запомнилось.
А, вы заметили, куда мы вышли? (ответы)
Мы вышли туда, откуда начали свое путешествие. На этом наше путешествие по экологической тропе заканчивается.