Ольга Яворская
«Путешествие по лесу геометрических фигур». Конспект открытого занятия в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Учить детей сравнивать две группы предметов, устанавливать соотношения больше-меньше, поровну. Закрепить прямой количественный и порядковый счет. Уточнить знания детей о форме, геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал). Уточнить значение понятий: слева, справа, рядом, под, в середине. Учить детей изображать мухомор, используя приобретенные ранее умения. Формировать приемы анализа и синтеза.
Публикация «„Путешествие по лесу геометрических фигур“, Конспект открытого занятия в средней группе» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Оборудование: Дидактическое полотно; раздаточные грибы; грибы-игрушки или муляжи;; заготовка для аппликации, клей, картон, ножницы, карандаш, салфетки.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Ребята, какое сейчас время года? По каким признакам мы узнаем о наступлении осени?
"Летят дождинки" Иван Демьянов
Летят, летят дождинки,
Не выйдешь из ворот.
По вымокшей тропинке
Сырой туман ползет.
У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идет и сеет осень
Душистые грибы!
А теперь отправляемся по грибы в лес. Да не в простой лес, а в геометрический.
II. Дидактическое упражнение «В геометрическом лесу»
Воспитатель: К вам в гости пришёл сказочный герой. Кто это? (Вини Пух).
Вчера у него был день рождения, и друзья подарили ему игру «Геометрические фигуры». Сегодня он хотел поиграть в эту игру, но не смог. Как вы думаете, почему? (Вини-Пух не знает геометрические фигуры).
Как мы можем помочь нашему гостю? (Рассказать ему о фигурах, показать их).
Ребята, а вы любите путешествовать? Вини-Пух тоже очень любит путешествовать. Чтобы помочь ему, я вам предлагаю отправиться в путешествие в сказочный геометрический лес. Как вы считаете, кто живёт в этом лесу? (Геометрические фигуры).
А какие именно фигуры? (Дети называют фигуры, воспитатель выкладывает их на магнитной доске).
Посмотрите на фигуры, что вы можете о них сказать? (Все они разные).
А чем они отличаются? (Размером, цветом, формой).
Дидактическое упражнение «В геометрическом лесу»
Дети работают с дидактическим полотном.
Присмотритесь внимательно, какие геометрические фигуры напоминают вам деревья, куст, пенек и солнце в геометрическом лесу. (Воспитатель просит называть не только геометрические фигуры, но и их цвет).
Посмотрите на эти грибы (Воспитатель Дидактическое упражнение «Выросли грибы»
Прошел осенний дождик и в нашем геометрическом лесу выросли грибы.
Я буду говорить вам, в каком именно месте вырос гриб, а вы ставьте его в это место.
Вырос грибок под красным кустом.
Вырос грибок в самой середине лесной полянки.
Вырос гриб справа от самого большого дерева.
Вырос гриб рядом с пеньком.
Вырос гриб слева от елочки.
Дидактическое упражнение «Сосчитай грибы»
Сосчитайте, сколько грибов выросло на лесной полянке.
Положите перед собой наборные полоски и выложите на них столько же грибов, сколько насчитали их в геометрическом лесу. Сколько грибов вы выложили? На нижнюю полоску выложите елочек столько же, сколько грибов. А теперь сделайте так, чтобы елочек стало больше, чем грибов. Что вы для этого сделали? Каким еще способом можно сделать так, чтобы елочек было больше, чем грибов?
выставляет грибы-игрушки или муляжи разных грибов). Сколько всего грибов? Какой по счету самый большой гриб? Самый маленький? Мухомор? Гриб с листочком на шляпке?
Воспитатель: Сегодня в геометрическом лесу работает комната смеха. А вы когда-нибудь посещали такую комнату? Что в этой комнате необычного? (Кривые зеркала).
Вот и нашим фигурам не терпится попасть в эту комнату. Итак, мы попадаем в один из залов этой комнаты смеха, и первой посетит её вот эта фигура (выставляется на магнитной доске). Дети называют эту фигуру (маленький красный круг).
Появляется отражение фигуры в зеркале.
Ребята замечают изменения:
Маленький красный круг превратился в большой красный круг (СЛАЙД 1). - Изменился размер, а форма и цвет не изменились.
Потом красный маленький круг превратился в большой красный овал (СЛАЙД 2). - Изменился размер и форма, а цвет не изменился.
Но остальным фигурам тоже не терпится посмотреть в кривые зеркала, поэтому вслед за маленьким красным кругом в комнату смеха заходит ещё одна фигура. Какая? (Маленький синий квадрат).
Ребята замечают изменения:
Маленький синий квадрат превратился сначала в большой синий треугольник (СЛАЙД 3). - Изменился размер, форма, цвет остался прежним.
Потом он превратился в большой желтый квадрат (СЛАЙД 4). - Изменились размер и цвет, форма осталась прежней.
Следующая фигура (большой жёлтый треугольник).
Произошедшие изменения:
Сначала треугольник превращается в большой зелёный круг (СЛАЙД 5). - Изменились форма и цвет, размер остался неизменным.
Затем в зеркале появляется маленький синий прямоугольник (СЛАЙД 6). - Изменились все три свойства.
Воспитатель: Все фигуры побывали в комнате смеха. Вы видели какие превращения происходили с ними в зеркалах. А вы хотите побывать на несколько минут волшебниками?
III. Физкультминутка «На поляне дуб могучий»
На поляне дуб могучий
Ветви тянет прямо к туче.
(Встать на носки, потягивания – руки вверх).
Он на ветках среди леса
Щедро желуди развесил.
(Наклоны вправо-влево с поднятыми руками)
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся!
Раз – грибок и два – грибок,
Положи их в кузовок.
(Наклоны вперед, вправо, влево).
Вот лягушка поскакала,
Здесь воды ей видно мало.
И квакушка бодро скачет
Прямо к пруду, не иначе.
(Прыжки из положения полуприсяда).
Ну а мы пройдем немного.
Поднимаем выше ногу!
(Ходьба на месте).
Походили, порезвились
И за парты опустились.
Воспитатель: Ребята Вини-Пух нашим геометрическим фигурам перепутал их названия. Давайте поможем вспомнить их.
Загадки:
1. Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (круг).
2. Треугольник с полукругом
Круг дразнили "толстым другом".
Круг, расстроившись до слез,
Уже стал и вверх подрос.
Кто же угадает тут,
Как теперь его зовут? (овал).
3. Три угла, три стороны
Могут разной быть длины (треугольник).
4. Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам представиться он рад,
А зовут его (квадрат).
5. Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком (прямоугольник).
IV. Самостоятельная работа.
А сейчас мы с вами сделаем гриб мухомор. Что вы знаете об этом грибе? Но это для человека мухомор ядовит и опасен, а вот белка среди множества съедобных грибов, собранных на зиму, припасет и несколько мухоморов. Наверное, в лечебных целях. Так что, повстречав в лесу мухомор, рассмотрите его, но не трогайте и не топчите – это вам мухомор не нужен, а кому-то очень даже пригодиться. Но прежде, чем приступить к лепке. Разомнем пальчики, приготовим их к работе.
Пальчиковая гимнастика «Пошли пальцы по грибы»
Раз, два, три, четыре, пять,
(В соответствии с текстом поочередно разжимать сжатые в кулак пальцы)
Пошли пальцы в лес гулять.
(Сжать пальцы в кулак и разжать их)
С собой корзиночку берут
И грибы в нее кладут.
(Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны.
Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры.
Большие пальцы образуют ручку
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал,
Этот ел,
Ну, а этот все глядел.
(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом поочередно разгибаем пальцы).
Дети выполняют аппликацию «Мухомор»
V. Итог
Воспитатель: Девочки и мальчики, с каким фигурами из леса геометрических фигур вы сегодня подружились? А посмотрите на Вини-Пуха, у него тоже поднялось настроение. Почему? (Он теперь знает всё о геометрических фигурах и может поиграть в подаренную игру). Вини-Пуху вы очень понравились, он вас всех благодарит за помощь.