Валентина Корнеева
Итоговое занятие «Путешествие по космосу»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие
«Путешествие по космосу» по ознакомление с предметным и социальным окружением.
(образовательная область «социально- коммуникативное развитие»)
Подготовила: воспитатель Корнеева В. А.
Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы, по пройденному материалу за учебный год.
Программное содержание:
Закрепить знания детей о транспорте и профессиях связанных с транспортом, закрепить умение детей отвечать на вопрос полным ответом, согласовывая все части речи в предложении.
Публикация «Итоговое занятие „Путешествие по космосу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
2. Продолжать знакомить детей с планетой Земля. Закрепить знание детей об океанах, материках, животных, заселяющих разные континенты.
- Закрепить понятия государственной символики «флаг», «герб», «гимн»; обобщить знания о планете Земля: материки, океаны, народы мира.
- Воспитывать уважение и чувство гордости по отношению к государственной символике России, Мордовии, воспитывать чувство гордости за свою страну, республику.
Формировать бережное отношение к окружающему миру.
- Воспитывать любовь к родной планете.
- Формировать умение связно отвечать на вопросы.
- Развивать грамматический строй речи.
Методические приемы:
- Беседа, объяснение, вопросы к детям; практические методы, игровая ситуация, игра, сюрпризный момент.
Методы и приё мы: художественное слово, демонстрационный материал, слайдовая презентация.
словесные: беседа, объяснение, рассказ воспитателя;
наглядные: демонстрация наглядного материала;
практические: изготовление полет космоса, ракета, физкультминутка;
поощрение.
Словарная работа: фонендоскоп, иноплонетянин,
Оборудование: мальберт, СD-проигрыватель, телевизор.. Иллюстративные картинки о профессиях – на мольберте, буквы.
Демонстрационный материал: Иллюстративные картинки о профессиях – на мольберте.
2. Карточки с изображениями людей с разными профессиями.
3. Картина «Профессии», транспорт
4. Дидактическая игра:»Кто, где работает».
5. Сундучок с буквами,. глобус.
6. каптинки «Солнечной системы»,
7. Сюрпризный момент, дидактическая игра «Лото-Профессии»., транспорт
Раздаточный материал: Материалы к аппликации: тонированная бумага, клеенки, подставка для кисточек, ножницы, заготовки цветной бумаги, клей, салфетка тканевая,
Музыкальный материал: запись голоса иноплонетянина, просмотр слайда задания иноплонетянина.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа:
чтение художественной литературы, заучивание стихов по теме космоса; беседы, занятия о космосе; проведение дидактических игр; рассматривание альбомов, иллюстраций в книгах о космосе; подготовка атрибутов, костюмов к игре.
ООД
Пед. (читаю стихотворение)
Пед. Каждый ребёнок - это мечтатель,
В будущем врач, учёный, писатель,
Физик, биолог или артист,
Химик, учитель или таксист.
Ну, а пока дети просто мечтают
И кем угодно себя представляют.
И в интересном путешествии побывать!
Педагог: Ребята я предлагаю вам совершить межпланетное путешествие в космосе. Для полета в космос нужны внимательные, дисциплинированные и эрудированные космонавты. Вот сейчас я и проверю вас. Я буду задавать о космосе вопросы, а вы должны на них быстро и правильно дать полный ответ. Готовы -O-
Ответы детей
Игра-викторина «Угадайка».
1. Самая большая звезда во вселенной (Солнце).
2. Естественный спутник земли (Луна).
3. Человек, который летает в космос (космонавт).
4. Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль).
5. Как называется и животное, и созвездие? (Медведица).
6. Почему на земле есть день и ночь? (Планета вращается вокруг себя)
7. С помощью какого летательного аппарата исследовали поверхность Луны (луноход)
8. Откуда стартуют космические корабли (космодром) /
9. Как одеты космонавты (скафандр)
10. Как принимают пищу (из тюбиков)
11. Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин).
12. Кто еще побывал в космосе кроме людей? (Собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, и даже шимпанзе).
13. Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? («Восток»)
14. Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День космонавтики).
Молодцы!
Воспитатель. Ребята я вижу вы готовы отправиться в космос.
А вы бы хотели на время стать космонавтами и отправиться в замечательное путешествие к звёздам и планетам? (Да)
Мы с вами сейчас отправимся путешествовать по космическому пространству. Узнаем есть ли там жизнь.
В полёте нас ждёт много интересного, но, я думаю, и очень большие трудности могут встретиться на пути. Что, справимся? Конечно, ведь мы дружные ребята, помогая друг другу, справимся с любой преградой
На чем же мы отправимся в космос?
Дети. На ракете
Тогда нам нужно будет построить звездолёт, вставайте около стульчиков. Воспитатель: Для полёта надеваем комбинезон, шлем, герметично соединяем части скафандра, перчатки. Предлагаю всем пристегнуть ремни. С вами говорит руководитель управления полётами. Космическому экипажу к старту приготовиться!
Собираемся в полёт (повороты туловища вправо- влево)
Строим новый звездолёт (наклоны туловища вниз с прямыми руками)
«Луч» написано на нём
Мы в него сейчас войдём (шагаем на месте)
Космонавты смотрят в оба (повороты вправо и влево)
К старту всё уже готово (правую руку вытянуть вперед)
4-3-2-1 – Мы взлетаем
И летим (поднимаемся на носочках)
Дети садятся на стульчики и закрывают глаза
Воспитатель - Ребята, пристегните ремни!
(включается космическая музыка)
Дети открывают глаза.
Воспитатель – Вот мы и в космосе! Интересно, что же мы сейчас увидим в наши иллюминаторы?
Ночью горят, а днём они спят
В чёрном небе, до зари
Тускло светят фонари
Фонари-фонарики,
Меньше, чем комарики (звёзды).
Правильно ребята, угадали! Посмотрите в иллюминатор, перед вами далекие звезды. (показ иллюстраций)
А вы знаете, что такое звёзды? (слайд)
(Раскалённые газовые шары, отличаются по цвету, размеру, температуре) «Звезда – небесное тело (раскалённый газовый шар) ночью видимое как светящаяся точка. ЗВЁЗДЫ – раскалённые
космические тела
Воспитатель: Смотрите, какая огромная яркая звезда впереди, что это? (слайд)
Дети: Солнце.
Рассказ воспитателя – Звезды кажутся маленькими, светящимися точками потому, что они находятся далеко от Земли, а на самом деле звёзды – это огромные раскалённые газовые шары. Звёзды постепенно растут, остывают и исчезают, а вместо них появляются другие. А про что эта загадка?
Эта жёлтая звезда согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звёзд защищает (Солнце).
(Показ иллюстраций.)
Воспитатель – Посмотрите в иллюминатор. Солнце – это самая близкая к нам звезда. На самом деле, солнце – это огромный раскалённый шар. Оно излучает тепло и свет.
Ребята какую пользу приносит Солнце? Если на Солнце нет жизни?
Дети -На солнце жизни нет, но оно даёт жизнь людям, растениям, животным (показ иллюстраций).
Вот еще одна загадка.
Бегают вокруг огонёчка
7 сыночков и 2 дочки
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они (планеты).
Воспитатель – Правильно, ребята! Солнце не одиноко. У него есть семья.
Кака она называется?
Дети -Она называется солнечной системой.
Воспитатель- Вокруг солнца что вращаються планеты?
Дети - Вокруг солнца вращаются планеты. Все они разные по размеру и цвету. Солнечная система похожа на небесную карусель (демонстрирует макет солнечной системы). В самой середине находится Солнце, а вокруг него летят планеты, в числе которых и наша Земля. Солнце притягивает их к себе, как огромный магнит, поэтому они не разлетаются в разные стороны. Каждая планета вращается вокруг Солнца по своему пути. Эти космические пути называются орбитами. Они никогда не пересекаются и потому планеты не могут столкнуться.
Ребята, сейчас в нашей ракете мы пристёгнуты к креслам, а что будет, если мы отстегнём ремни. (Ответы детей.) А что повлияет на положение наших тел? (Невесомость.)
В космосе все тела ничего не весят. Они свободно летают по космическому кораблю. Это и называется невесомостью. Я предлагаю всем отстегнуть ремни и оказаться в состоянии невесомости. (Включается космическая музыка.)
Во мы и с вами и приехали.
Проблемная игровая ситуация «Инопланетянин»
Воспитатель: Смотрите, какая интересная планета. Ребята, давайте здесь остановимся и познакомимся с ней поближе. Идём на стыковку.
Нам экране (появляется фигурка инопланетянина).
Воспитатель: Кто это? Инопланетянин! Он что – то говорит. Послушаем!
Инопланетянин: Приветствую вас путешественники. Меня зовут Умник. С какой планеты вы прилетели?
Воспитатель: Ребята как называется наша планета? (Земля).
Инопланетянин: Слышал про вашу планету, но никогда не был на ней, расскажите про неё, очень интересно!
Воспитатель: Давайте покажем нашу Землю и расскажем, что есть на нашей планете. (дети рассказывают, что на планете есть вода, леса, горы). Наша планета очень красивая.
Воспитатель: Предлагаю рассказать Умнику о нашей солнечной системе Инопланетянин: Моя планета необычная, она называется «Всезнайка». Проникнуть в центр планеты можно только,если выполните мои космические задания. И вы получите слово и вернетесь домой к себе.
Воспитатель: Ну что ребята, выполним задания?
- Ребята, посмотрите, что мы видим в космосе?
Кометы, метеориты, астероиды, звёзды, спутники, ракеты, созвездия.
- Звёзды в космическом пространстве находятся по отдельности или образуют какие-то группы? Как они называются? (Созвездия).
Рассматривание изображения планет солнечной системы (Слайд 22).
- Мимо нас проплывают: звезды, космические тела, Солнце и все 9 планет Солнечной системы:
1. Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Ее поверхность каменистая и пустынная.
2. Венера – вторая от солнца планета. Здесь царит такая жара, что за несколько секунд можно испечь пирог без духовки.
3. А это наша планета, как она называется? Земля! На ней есть воздух и вода, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник — Луну.
4. Марс — единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года. Но на Марсе нет жизни.
5. Юпитер — самая большая планета Солнечной системы.
6. Сатурн — шестая планета Солнечной системы. Она известна своими великолепными кольцами.
7. Уран — единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета».
8. Нептун — холодная и синяя планета. На ее поверхности дуют самые сильные ветры.
9. Плутон — самая удаленная планета от Солнца. Нам очень мало известно о ней.
- Какие созвездия вы знаете?
еще в старину звезды соединяли линиями на специальных картах звездного неба так, чтобы образовывались простые фигуры, напоминающие людей или животных. Эти группы звезд назвали созвездиями.
За год Земля совершает один оборот вокруг Солнца, и каждый месяц Солнце восходит на фоне другого созвездия. Таких созвездий 12. Их называют зодиакальными. (ребенку дать)
Запомнить названия этих созвездий вам поможет считалочка:
Как и месяцев-братцев,
Созвездий двенадцать.
А зовут их: Рак, Телец,
Дева, Овен и Стрелец,
Скорпион и Близнецы,
Рыбы, Козерог, Весы,
Лев, а рядом Водолей.
Их запомни поскорей!
- Следующие задание.
Рассказать о планете «Земля»?
- Как называется наща планета – Земля.
- В- Что является моделью Земли?
- Глобус
Воспитатель: Какую форму имеет наша планета?
Дети: Наша Земля имеет форму шара.
Воспитатель: Какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: Синего.
Воспитатель: Что обозначено этим цветом?
Дети: Моря, реки, океаны.
Воспитатель: Покажите на глобусе (показывают).
Воспитатель: Что означает зелёный цвет?
Дети: Леса, равнины (показывают)
Воспитатель: Каким цветом обозначены горы?
Дети: Коричневым.
Воспитатель: Что обозначают белым цветом? Жёлтым?
Дети: Льды, пустыни.
Воспитатель: Покажите Северный и Южный полюса?
«Умник спрашивает ак называется наша страна» : «Наша страна».
В какой стране мы живем?
Дети: В России.
- Тогда как нас можно назвать, (РОССИЯНЕ)
- Кто управляет нашей страной? (Президент)
- Как его зовут? (В. В Путин)
- Главный город? (Москва)
- Каким цветом наш флаг?
Белый – означает мир и чистоту.
Синий – цвет веры и верности.
Красный – символизирует кровь, пролитую за Отечество.
Воспитатель: Столицей нашей Родины является город.
Дети: Москва.
Воспитатель: Выберите из двух флагов — флаг России. (выбирают)
Воспитатель: В какой Республике мы живём?
Дети: В Республике Мордовия.
Воспитатель: Столицей нашей Республики является город -.
Дети: Саранск.
Воспитатель: Наш город очень красивый. В нём много достопримечательностей. Какие вы знаете?
Дети: Национальный театр, музей С. Эрьзи, ледовый дворец, храм Ф. Ушакова.
Воспитатель: Мы живём в посёлке …
Дети: Ялга.
Воспитатель: Это слово мордовское, как оно переводится на русский язык?
Дети: Друг, товарищ.
Воспитатель: Покажите флаг Мордовии? (показывают).
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель – Ребята Умник спрашивает, а есть ли на нашей планете «Земля» семья как у космических планет.? – «Моя семья».
Воспитатель: Что такое – семья?
Дети: Семья – мама, папа, бабушка, дедушка, ….
Воспитатель: Какие бывают семьи?
Дети: Семьи бывают большие и маленькие, дружные.
Воспитатель: В каждой семье родители и бабушки и дедушки работают.
Пальчиковая гимнастика.
Раз-два-три-четыре!
Кто живет в моей квартире?
Раз-два-три-четыре-пять!
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я - вот и
вся моя семья!
Ребята посмотрите умник сфотографировал достопромечательности нанего города Саранска, давайте подберем фотографии.
На мальберте изображены силуэты театра…
Дети по подгруппам выполняют задания, собирают герб и флаг.
4 задание.
- На какие три группы делится транспорт?
Дети: водный транспорт, наземный транспорт, воздушный транспорт.
- Этот весь транспорт можно поделить на два вида, на какие?
Дети: Грузовой и пассажирский.
- А еще вы какой транспорт знаете?
Дети: Скорая помощь, полиция, пожарная, газовая служба.
- Представьте, если кто-то вас попросил вызвать скорую помощь, по какому номеру вы вызовете?
Дети: 03
- Полицию?
Дети: 02
- Пожарную?
Дети: 01
- Газовую службу?
Дети: 04.
- Молодцы! И с этим заданием вы справились. Получите за это подарок.
(Ребенок из сундука достает конверт с буквой и приклеивает ее на доску.)
- У нас у каждого есть семья,
Прфессии агропромышленности
Агрохолдинг «Талина»
Профессии
Агроном
Механизатор
Инженер
Аппаратчик комбикормого производства
Ветеринарный врач
Зоотехник
Технолог
Лаборант
- Скажите, какие профессии вы знаете.
Дети называют профессии.
Дидактическая игра «Что нужно для работы?»
На доске установлены картинки трех профессий (врач, повар, парикмахер, дети должны к каждой профессии подобрать определенные картинки.
Фермер, это у кого есть огород, где растут овощи. У фермера есть трактор, чтобы сено возить. У фермера есть животные.
Ребята, какие профессии людей вы знаете, которые ухаживают за домашними животными? (Скотовод, доярка, телятница, пастух, птичница, свинарка, фермер)
Профессии фермера обучают в аграрном университете, колледже.
- Кто же такой фермер? (человек, который владеет землей или арендует её, и занимается на ней сельским хозяйством.)
Какими знаниями должен обладать фермер? (Жизнь фермера — рядом с животными. Поэтому он должен иметь необходимые знания о предупреждении различных заболеваний, отравлений ядохимикатами и ядовитыми растениями. Уметь быстро и грамотно пользоваться лечебными средствами, когда животному грозит болезнь. Определять больных и подозреваемых в заболевании животных.
Воспитатель.
- Вы правильно рассуждаете. Фермер – это значит быть ближе к природе. Фермер – это крестьянин, предприниматель, который владеет землёй и занимается на ней сельским хозяйством. Ну, а если говорить простым языком, то это человек, у которого есть своя земля и он на ней выращивает овощи, фрукты для своей семьи и для других.
- Молодцы, посмотрите, а на столе остались еще картинки. Скажите к каким профессиям они относятся. (Ответы детей).
- Молодцы! И с пятым заданием вы справились
Назовите «Четыре стихии» (огонь, вода, воздух
К каким бедствиям может привести стихия-Огонь, Вода, Воздух, Земля? (пожар, наводнение, шторм, землетрясение).
Воспитатель: Сейчас мы с вами вспомним правила дорожного движения для пешеходов.
Разминка-игра с мячом.
Вышли на лужок, сделали кружок. (Дети становятся в круг) Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы отвечаете на вопрос и возвращаете мяч.
1. Кто ходит по дороге? (пешеходы)
2. По какой части дороги ходят пешеходы? (по тротуару)
3. Как должны вести себя пешеходы? (идти спокойно, не толкаться, держаться правой стороны)
4. А как называются люди, которые ездят в городском транспорте? (пассажиры)
5. Как должны вести себя пассажиры? (вежливо, не толкаться, не кричать, уступать место)
6. Где люди ждут транспорт? (на остановке)
7. Кто ведет автомобиль? (водитель)
8. Как на дороге обозначается пешеходный переход? (Специальной разметкой – «зебра».)
9. Место пересечения двух дорог? (перекресток)
10. Что на дороге помогает соблюдать правила дорожного движения (светофор)
11. Сколько глаз у светофора? (три)
12. Если красный свет горит, то о чем он говорит? (стой)
13. Если желтый свет горит, то о чем он говорит? (жди, внимание)
14. Если зеленый свет горит, то о чем он говорит? (иди, путь открыт.)
15. Где дети играют в мяч и в прятки? (на детской площадке.)
Игра «Светофор»
(В ответ на строчки дети должны показать нужный сигнал светофора)
- Есть сигналы светофора
Подчиняйтесь им без спора.
Бурлит в движенье мостовая –
Бегут авто, спешат трамваи.
Скажите правильный ответ
Какой горит для пешеходов свет?
- Правильно! Красный свет нам горит
«Стой! Опасно! Путь закрыт!»
- Особый свет – предупрежденье!
Сигнала ждите для движенья.
Скажите правильный ответ,
Какой горит при этом свет?
- желтый свет – предупрежденье!
Жди сигнала для движенья.
- Иди вперед! Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь.
Скажите правильный ответ,
Какой горит при этом свет?
- Зеленый свет открыл дорогу,
Переходить ребята могут.
Эстафета «Разрешается или запрещается»
Воспитатель начинает фразу, а дети продолжают словами «разрешается» или «запрещается». Команды отвечают по очереди.
- Идти толпой по тротуару … (запрещается)
- Перебегать дорогу… (запрещается)
- Помогать пожилым людям переходить улицу … (разрешается)
- Выбегать на проезжую часть … (запрещается)
- Переходить дорогу на зеленый свет … (разрешается)
- Уважать правила дорожного движения … (разрешается) Победившая команда получает фишку.
. Получите за это подарок.
(Ребенок из сундука достает конверт с буквой и приклеивает ее на доску.)
- Посмотрите на доску, какое слово у нас получилось?
Дети: ШКОЛА.
Что у вас получилось?
Воспитатель: вот мы и дошли до середины планеты «Всезнайки», справились со всеми заданиями!
Инопланетянин: Молодцы, земляне! Вы познакомились с нашей планетой «Всезнайка». Добрались до центра планеты и открыли все порталы! Вы стали обладателями главной силы на планете «Всезнайка». А что это за сила - вы поймёте, когда прилетите на землю. А мне пора, нужно закончить постройку новой станции. До свидания!
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться домой. Занимайте свои места. Летим на планету Земля.
Воспитатель: Вот мы и дома. Ребята, Умник говорил, что мы стали обладателями, какой то силы. Чтобы понять, что это за сила давайте вспомним. Что мы делали на «Всезнайке»? (ответы детей – выполняли разные задания). Раз мы справились с трудными заданиями, то мы стали …. Умными. Ум, сообразительность и находчивость и есть главная сила на планете «Всезнайки», и вы ей теперь обладаете. Молодцы! И Умник для подкрепления этой силы прислал вам подарок – витамины. Вы теперь самые умные!
Список использованной литературы:
1. О. А. Скоролупова “Покорение космоса” (М., 2002)
2. П. Клушанцев “О чем рассказал телескоп” (М., 2006)
3. В. Мороз “Расскажите детям о космосе”
4. С. В. Житонирский “Мир знаний. Космос”
5. Л. В. Кучерова “Играя, учимся” (изд., Саратовского университета 1998)
6. Т. Н. Образцова “Ролевые игры для детей” (М., 2005)
7. Н. В. Губанова “Развитие игровой деятельности” (М., 2009)
8. М. А. Васильева “Руководство играми детей в дошкольных учреждениях” (М., 1986)