Анна Владимировна
«Виды детских деятельностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Поэтому главной задачей дошкольного образования является создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Публикация «„Виды детских деятельностей“» размещена в разделах
Все образовательные области связываем, друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре будет участвовать в проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществлять подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др. Так изменяется способ организации детских видов деятельности : не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Непосредственно образовательная деятельность дошкольников.
Непосредственно образовательная деятельность – это деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей осуществляемая совместно со взрослыми, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно.
Деятельность можно определить, как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Важнейшей задачей дошкольного воспитания является создание каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Не секрет, что во многих ДОУ образовательный процесс, предполагал, прежде всего, достижение определенных результатов, получения знаний и навыков. При этом образовательные программы, как правило, не учитывали темпов развития детей, индивидуальных особенностей, интересов. Результатом такого «единого стандарта» в конечном счете, явилось несоответствие планируемого уровня знаний и умений дошкольников и реального. Дети с низким уровнем развития не могли осилить программу, а дети с высоким уровнем развития испытывали информационный голод и не могли полностью реализовать свои способности. [7]
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Внедрение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования с целью обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей для успешного обучения в школе. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что в дошкольном образовании не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы. Преобладание занятий как основной формы обучения детей
– одна из причин разработки ФГТ. Отказ от учебной модели, т. е. от занятий в детском саду требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми: совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. В тексте ФГТ слово «занятие» заменяется на слово - «НОД» - «непосредственно образовательная деятельность».
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Интеграция областей возможна только в ведущих для дошкольников видах деятельности. Интеграция (лат) - объединение частей в целое (integer - целый, причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие. За годы существования системы дошкольного образования наиболее распространённой моделью организации образовательного процесса была модель, включающая три составляющие: - проведение занятий (в соответствии с расписанием на которых решались образовательные задачи, сформулированные в комплексных программах по разделам) -решение образовательных задач и формирование у детей навыков и умений в ходе режимных моментах совместной деятельности взрослого и детей (утренний приём, прогулка, подготовка ко сну, питание и т. д.) - закрепление полученных детьми знаний и умений в индивидуальной работе и самостоятельной деятельности. [7]
Методика работы педагогов с дошкольниками основывается на их удивлении,
потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяется
эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его
основе ребенок воплощает свои представления в продуктивных видах деятельности.
Содержание работы планируется исходя из комплексно-тематического планирования, сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников и того, что детям близко и интересно.
Реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление
детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства. Связующим звеном выступает рассматриваемая во время деятельности тема (образ). При подготовке к образовательной деятельности большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти, упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира. Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, во время образовательной деятельности необходимо использовать большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов). Их следует распределить так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать. Важной особенностью интегрированной образовательной деятельности является смена динамических поз и видов детской деятельности (физкультминутки, здоровьесберегающие технологии, релаксационные паузы и т. д). Образовательный процесс должен осуществляться с использованием форм работы с воспитанниками, адекватных их возрасту. При этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Виды детской деятельности.
• Игровая деятельность -основной вид детской деятельности на протяжении всего дошкольного возраста. В то же время такой вид деятельности, как познавательно-исследовательская, также является важной и одной из ведущих (Н. Н. Подьяков). Именно в процессе исследования ребенок познает окружающий мир и осваивает новые знания.
Это сюжетные игры; игры с правилами; создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения; игры с речевым сопровождением; пальчиковые игры; театрализованные игры и т. д.
• Двигательная деятельность - приобретение опыта в двигательной деятельности, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Это подвижные игры с правилами; подвижные дидактические игр; игровые упражнения. ; соревнования; игровые ситуации; досуги и развлечения; ритмика; спортивные игры и упражнения; спортивные праздники; гимнастика (утренняя и пробуждения) и т. д.
• Познавательно-исследовательская деятельность - важна в каждом возрастном периоде, при этом согласно принципу использования адекватных возрасту видов детской деятельности, в разных возрастных группах.
Это опыты, исследования; игры-экспериментирования, с разными материалами; рассматривание, обследование, наблюдение; решение занимательных задач, проблемных ситуаций; создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, алгоритмов (в уголке природы, лаборатории «Почемучка»; просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением; рассматривание иллюстраций, фотографий познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях; создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет, н-р, «Знаете ли вы?», «Этот удивительный мир диких животных»; оформление уголка природы; дидактические игры, интеллектуальные развивающие игры; сюжетно-ролевые, режиссерские игры-путешествия, н-р, «Путешествие в Африку», «Путешествие на батискафе», «Космическое путешествие» и др.
• Чтение художественной литературы - такой вид деятельности понимается как умение ребенка, прежде всего, слушать, понимать произведение, общаться с книгой, листать ее, рассматривать иллюстрации. Следовательно, чтение как вид детской деятельности включает и рассматривание, и обсуждение, и заучивание, разучивание и т. д.
• Коммуникативная деятельность предполагает более широкий взгляд на речевое развитие детей.
Это беседы; ситуативный разговор; речевая ситуация; составление и отгадывание загадок; игры (сюжетные, с правилами, театрализованные); игровые ситуации; этюды и постановки; логоритмика; проблемные ситуации.
• Музыкально-художественная деятельность – не только музыка и изобразительная деятельность.
Это музицирование на детских музыкальных инструментах, пение, подпевание, вокальные импровизации, подвижные игры с музыкальным сопровождением, слушание и др.
• Продуктивная деятельность - предполагает не только рисование, лепку, аппликацию и т. д., но и проектную деятельность, в которую могут включаться родители, старшие дошкольники и другие участники образовательного процесса.
• Трудовая деятельность в дошкольном мире – научить ребенка обслуживать себя. Среди видов трудовой деятельности : труд по самообслуживанию (навыки культуры быта, труд в природе, ознакомление с трудом взрослых; дежурство; поручение; хозяйственно-бытовой труд (содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность, ручной труд. [3]
В самостоятельной деятельности детей, лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация). Мотивом может быть и интерес, и желание помочь кому-либо, и стремление получить похвалу и необходимость удовлетворить какие-то иные свои потребности. В любом случае, внутренняя мотивация вызывает подъем физических сил, всплеск эмоций, активацию мышления. Отсюда делаем вывод, что в ситуации, когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности, проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, эмоционально насыщена и психологически комфортна. Свободная деятельность имеет принципиальное значение для развития самостоятельности, независимости и развитии криативности и, в конечном итоге, для формирования полноценной личности с высокой самооценкой и самоуважением. Чем полнее ребенок реализовал потребность в самостоятельных действиях, тем сильнее в свое время у него возникает потребностью взаимодействии с другими. Взрослым же следует помнить и принимать тот факт, что в период собственной активности дошкольники крайне отрицательно относятся к любому вмешательству со стороны взрослого. Ключевым мероприятием должна являться реализация проектов в стенах детского учреждения, осуществляемых в совместной деятельности детей, педагогов и родителей воспитанников. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Планирование совместной и самостоятельной деятельности должна осуществляться с опорой на предметно-развивающую среду. Этот факт находит свое отражение в планировании при указании зон, в которых педагог организует деятельность детей («Работа в уголке сенсорного (физического, музыкального, трудового) воспитания», при описании материалов и оборудования, предлагаемого вниманию детей, атрибутов к сюжетным и другим играм. Педагоги ДОУ должны стараться оптимально организовать различные виды детской деятельности в режиме дня, обеспечить оптимальное содержание индивидуальных заданий, игр, самостоятельной деятельности, прогулок, экскурсий, чтобы достичь высоких результатов в воспитании детей.
Заключение
Главной задачей дошкольного образования является создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
На первом месте стоит - игровая деятельность, так как она обусловлена самой природой человека. Игра объединяет и сверстников, и людей разных поколений. Игровой вид детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей.
Познавательно-исследовательская организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития. Основная задача – формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в ДОУ, и способствует овладению ребенком конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми – развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной речи.
Двигательная деятельность организуется при проведении физических занятий, при проведении режимных моментов, в совместной деятельности взрослого и ребенка.
Самообслуживание и элементы бытового труда. Данный вид деятельности включает в себя : самообслуживание, бытовой труд в помещении, бытовой труд на улице.
Изобразительная деятельность направлена на формирование эстетической стороны окружающей действительности. Данный вид деятельности реализуется через рисование, лепку, аппликацию.
Музыкальная деятельность направлена на развитие способности эмоционально воспринимать музыку. Направления работы: слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, танцевально-игровое творчество, игра на музыкальных инструментах.
Восприятие художественной литературы направлено на формирование интереса и потребности в чтении книг. Реализуется через: чтение книг, обсуждения прочитанного, разучивание стихов, ситуативный разговор. Дети учатся быть слушателями, бережно обращаться с книгами.
В процессе своей деятельности ребенок сталкивается с трудностями, когда у него возникает затруднение, он обращается к взрослым, его окружающим. Схема развития любого вида деятельности такова : самостоятельная деятельность ребенка; затруднение; совместная деятельность со взрослыми и со сверстниками; совместная деятельность со сверстниками; самодеятельность.
Важным показателем развития ребенка - является уровень овладения им различными видами детской деятельности. Развитие видов деятельности осуществляются в совместной деятельности со взрослыми, затем - в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.
Список источников и литературы
1. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство Н. Н. Поддьяков Издательство: «Речь» 2010 г. -143.
2. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста О. В. Дыбина, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина Издательство: «Сфера» 2009 г. - 64.
3. «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (п. 2.7)»
4. Эльконин, Д. Психология игры / Д. Эльконин. – М. : Владос, 1999. – 360.
5. https://www.maam.ru
6. https://vospitateljam.ru
7. https://edu.tatar.ru