Елена Большакова
«Психологическая готовность к школьному обучению». Семинар для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Цели встречи:
Сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации.
Обсудить точки зрения родителей, на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.
Оборудование:
1. Список факторов успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе на каждого родителя
2. Фигурки человечков (девочек и мальчиков)
3. Памятки для родителей
Публикация «„Психологическая готовность к школьному обучению“, Семинар для родителей» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
4. Рисунки детей на тему: “Как я представляю себя в школе”
5. Список компонентов школьной готовности
6. Зеленые и красные карандаши.
Ход встречи
ПСИХОЛОГ : УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Окончится дошкольное детство и начнётся новый важный этап формирования личности со строгим, планомерным обучением, с пятибалльной оценкой успехов и рабочей неделей в пять дней.
УПРАЖНЕНИЕ: Вы все очень хорошо знаете своих детей. Подумайте и выделите черты, которые, по вашему мнению, помогут или затруднят предстоящую учёбу в школе. Возьмите фигурку человечка (Приложение 1) и напишите на ней зеленым карандашом, те черты которые помогут и красным карандашом те черты – которые затруднят учёбу вашего ребёнка. А после этого поставьте фигурку на одну из трёх полосок - дорожек, ведущих к школе. Сиреневая полоска означает сильное ваше беспокойство, жёлтая - умеренное, зелёная полоска - нет особого беспокойства. (Приложение 2)
(Родители выполняют задание и делятся своими опасениями)
А можете ли вы определить степень беспокойства вашего ребёнка с предстоящим обучением.
(Вместе с психологом родители обсуждают рисунки детей на тему “Как я представляю себя в школе”)
Давайте попробуем, глядя на рисунок, поразмышлять над тем:
- хочет ли ребенок взрослеть,
- хочет ли стать школьником.
- Каким, на ваш взгляд, видится ребенку его будущее; привлекательным или не очень?
- Его представления складываются из прошлого и настоящего опыта: общение, оценка его умений другими и оценка самого себя.
- Попытайтесь почувствовать общую тональность рисунка.
- Какое настроение ребенка передает он? Радость? Тревогу? Неуверенность или даже страх перед школой?
- Есть ли на рисунке ученики, учитель?
- Каковы размеры фигуры учителя в сравнении с фигурами детей?
- Пофантазируйте, что ребенок хочет сказать своим рисунком взрослым родителем, учителям, воспитателям: “Я не боюсь школы и буду рад сесть за парту”, “Мне интересно выйти к доске. ”. “Мне интересно идти в школу ведь со мной мама и папа, которые меня любят, мне тревожно.
Игра «Мы собираемся в гости к бабушке и берем с собой….»
УПРАЖНЕНИЕ: У вас на листочках перечислены факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе, выберите из них три фактора, на ваш взгляд главных и проранализируйте их. (Приложение 4)
(Родители выполняют задание и обсуждают его)
Психолог : Какими качествами должен обладать, по вашему мнению, будущий первоклассник?
Определите ваши цели и (что еще более важно) порядок их достижения.
Во-первых, не забывайте, что ваше озабоченное лицо, постоянное одергивание ребенка, резкая смена жизненного ритма (еще вчера малыш мог гулять хоть весь день напролет, а сегодня ему назначают строгий режим) может озадачить ребенка и выработать у него стойкое отвращение к школьному процессу еще до начала собственно обучения.
Ни в коем случае нельзя этого допустить, ведь вам еще десять лет учиться!
Следовательно, цель номер один может быть сформулирована под общим заголовком — «не навредить»!
Во-вторых, определите «сильные» и «слабые» стороны вашего ребенка. Что в него лучше развито, а что хуже: логическое мышление, фантазия, память, слуховое восприятие, и т. д.
Цель номер два: найти «слабые стороны и подтянуть их».
В-третьих, необходимо сформировать у вашего ребенка общий положительный настрой на будущую учебу.
Итак, что вам необходимо делать, чтобы поступление в школу и дальнейшая учеба были успешными?
Не отдавайте ребенка в школу, если на момент поступления вы чувствуете, что он еще «не готов». Проще всего, не отдавать его в школу до семилетнего возраста.
Часто бывает такая ситуация. Родители с умилением на лице заявляют, что их шестилетний ребенок такой умница, что уже абсолютно готов к школе : и читает, и пишет, и рисует, и стихи рассказывает, и вообще, зачем ему слоняться еще целый год в детском саду, ему ведь будет просто скучно!
Не забывайте, ребенку редко когда бывает скучно. Особенно подвижному, гипердинамичному малышу, для которого само движение — жизнь.
Если вы считаете, что ваш ребенок уже перерос детский садик, можете дополнительно определить его в кружок или секцию «по интересам».
Шестилетний ребенок может хорошо быть подготовленным к школе в плане общего образования и развитого интеллекта, но не стоит упускать из виду его психофизического состояния.
Ведь школа — это дисциплина, сидение за партой продолжительное время, строгий режим уроков, общение с учителями, учениками. Готов ли к этому ваш малыш? В школе он не сможет делать только что, что ему нравится и столько, сколько ему хочется.
С ребенком нужно заниматься дома.
Не важно кому: маме, папе, бабушкам, всем вместе. Главное, это системность таких занятий и общая направленность. И не надо отнекиваться фразами «ребенка не тянет к занятиям», «он не слушается родных», «постоянно отвлекается на посторонние дела» и т. д. Все в ваших руках. Вы вполне сможете самостоятельно подготовить своего ребенка к школе или, по крайней мере, настроить его на нужный лад.
Правило первое.
Определите период наибольшей работоспособности ребенка.
Вы наверняка знаете, что у вашего малыша (как, впрочем, и у всех детей) бывают «плохие» дни и даже часы. Насильно заставить его что-либо делать в это время (например, писать или читать) трудно, а порой и вообще не возможно. Настаивать — значит понапрасну губить и его, и свои нервные клетки.
Иногда периоды наибольшей работоспособности можно вычислять. Некоторые дети, особенно успешно занимаются по утрам, перед садиком. Значит, их не стоит мучить вечерами. Другие, наоборот, встают с трудом, зато вечером активны и допоздна вполне могут писать, читать, решать примеры и т. д. Такие периоды активности можно вычислить только методом проб и ошибок. И лучше это сделать именно в предшкольный период, исходя их особенностей малыша, а не из собственных представлений о том, что лучше, а что нет.
Правило второе.
Четкий ритуал проведения занятия.
Чтобы занятия проходили успешно, чтобы у вашего ребенка в голове существовало хоть какое-то внимание и хоть какая-то внутренняя дисциплина, ему, прежде всего, необходима дисциплина внешняя.
Не относитесь к домашним занятиям как к баловству, иначе такое же отношение будет у ребенка и к обучению в школе. Никаких занятий на кухонном столе, пока мама стоит у плиты, никаких включенных телевизоров, магнитофонов, радио и т. д.
Ребенку, готовящемуся к школе необходимо постоянное место проведения ежедневных занятий. Это место должно быть организовано правильно, можно даже сказать, хрестоматийно. Стол и стул нужной высоты, свет слева (если ребенок левша, то свет справа, на столе ничего лишнего, сидя за столом, ребенок не должен смотреть в окно и желательно не стену.
Ритуал — ключевое слово при проведении занятия.
Как правило, сами занятия — рисование палочек-крючочков — не вызывают у ребенка видимых трудностей. Главная задача родителей — не давать малышу отвлекаться. Причем делать это нужно без видимого нажима, без окриков и вообще повышения голоса. Все должно быть спокойно, тактично, уверенно.
Надежда на то, что ребенок с первых же разов будет выполнять задания самостоятельно (особенно если это гипердинамичный ребенок) мала. В начале обучения с малышом придется «сидеть». Нудное рисование одних и тех же значков без контроля родителей приведет к совершеннейшему безобразию в тетради, которое, в первую очередь, будет расстраивать именно его, а также занижать его самооценку и в конечном итоге может привести к разочарованию в своей способности обучаться в целом.
Правило третье.
Отработка правильной последовательности выполнения заданий.
Многие педагоги рекомендуют начинать работу с самого сложного задания, постепенно переходя к более простым. Но такой ритм подходит далеко не всем детям, столкнувшись сразу со сложностями в самом начале работы, ребенок, образно говоря, «опустит руки» и полностью потеряет и без того невысокую сосредоточенность интерес и готовность к работе. Дети любят делать то, что у них получается и слышать слова одобрения. Трудности способны стимулировать только взрослых, сформировавшихся личностей. Поэтому начинать выполнение заданий нужно с самого легкого (с точки зрения именно вашего ребенка, с такого, которое обязательно получится. Дальше нужно переходить к более трудным заданиям, достигая максимального уровня сложности приблизительно в середине занятия. Заканчивать урок, в этом случае, вы будете также достаточно легким заданием. А в конце можно вообще повторить что-нибудь из уже пройденного материала. Таким образом, у ребенка останется ощущение успешности всего занятия в целом.
Правило четвертое.
При любых обстоятельствах исходите только из особенностей именно вашего ребенка.
Дети всегда готовы к сотрудничеству. Подготовить ребенка с нормальным интеллектом к среднестатистической общеобразовательной школе можно практически всегда, но иногда приходится весьма причудливым образом учитывать индивидуальные особенности малыша. Никогда не навешивайте ярлыков на своего ребенка. Не ломайте его психику. У него все получится.
Десять советов родителям будущих первоклассников.
Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.
Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.
Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли дополнительные занятия).
Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак – не придется ли вставать слишком рано?
Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с будущей учительницей вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (захочет ли).
Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (секции, музыкальная школа, кружки).
Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.
Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.
Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.
Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.